Вера и дела.
Именно вопрос о спасении вызвал к жизни протестантскую Реформацию и разделил Церковь. В тот момент обеим сторонам казалось, что протестанты и католики проповедуют два кардинально различающихся Евангелия, две религии, два ответа на вопрос вопросов: "Что я должен делать, чтобы спастись?" Католики говорили, что для спасения нужно и верить, и делать добрые дела. Лютер, Кальвин, Уиклиф и Нокс настаивали, что спасает одна лишь вера. К сожалению, на протяжении 450 лет обе стороны отказывались слышать друг друга. И все же есть серьезные основания думать, что их расхождение было по сути недоразумением, которое нужно прояснить с самого начала.
Обе стороны использовали одни и те же основные термины - вера и спасение, но понимали их по-разному.
Таким образом, поскольку католики толковали спасение в более широком, а веру в более узком смысле, а Лютер толковал спасение в более узком, а веру в более широком смысле, католики справедливо отрицали, а Лютер справедливо утверждал, что мы спасаемся только верой.
Католики учили, что спасение состоит не только из веры, как растение состоит не только из корней. Растению, помимо корней (веры), необходим также ствол (надежда) и плоды (любовь). Лютер учил, что добрыми делами не "купить" спасение; все, что можно и нужно сделать, чтобы спастись, - это принять спасение и принять Спасителя верой. Обе стороны были правы.
Это согласие по сути, вопреки кажущемуся расхождению по форме, не должно нас удивлять. Ведь и католики и протестанты исходят из одних и тех же данных: книг Нового Завета. А Новый Завет учит обеим истинам: и тому, что спасение - это свободный дар, который нельзя приобрести ценой соблюдения закона, и тому, что вера - это всего лишь начало христианской добродетельной жизни, что "оправдание" (быть правым с Богом) должно, если оно реально, вести к "освящению" (быть святым, священным, благим), и что "вера без дел мертва".
Подробнее см. Крифт Питер, Тачелли Рональд. Справочник по христианской апологетике - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 360 с.