Попытки доказать Бога.
Попытки доказать Бога связаны со стремлением с абсолютной достоверностью поставить человека перед фактом Божьего существования, не оставив места ни для сомнений, ни для веры. Если в предыдущем случае мы, обезбоживая Бога, сами стремимся быть как боги, то теперь божественная роль отводится нашему рассудку. Мы забываем, что наше знание и понимание не абсолютны, и что исключительно рациональные утверждения сами по себе не дают обоснованных знаний.
Стремление рассматривать вопросы происхождения, смысла и предназначения бытия в исключительно рациональном свете является наследием эпохи просвещения, короновавшей богиню разума. С тех пор люди считают рациональность высшим критерием истинности, в том числе и по отношению как к нашему опыту, так и к Божьему откровению.
Тем не менее, само утверждение, что рациональное обоснование заменяет веру, основано на вере и лишено рационального обоснования. Оно опровергает само себя. Процесс познания не ограничивается одними лишь рациональными рассуждениями. Пережитый личный опыт, откровение, озарение – все это полноправные составляющие нашего познания.
Задача апологетики – не «доказывать Бога», а приводить обоснованные аргументы, указывающие на соответствие мироустройства (Римлянам 1:20) и происходящих в мире событий (Исаия 46:9-10) Божьему замыслу, явленному нам в Божьем откровении. Братья, не будьте дети умом на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние (1 Коринфянам 14:20), призывает Апостол. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается(Притчи 24:3). Тем нет менее, наш ограниченный разум и наш ограниченный опыт неспособны сообщить нам что-либо о том, что находится вне нашего опыта и знания. Методами естествознания познавать сверхъестественное невозможно.
Ученые, изучавшие язык пчел, сообщающих сородичам при помощи «танца», куда нужно лететь за нектаром, пришли к выводу, что уже научились понимать передаваемое пчелами сообщение. Но как убедиться, действительно ли это так? Единственный надежный способ проверки – попытаться самим сообщить что-нибудь пчелам, и посмотреть, насколько адекватно воспримут они это сообщение. Но как может ученый рассказать пчеле что-либо на её языке? Танцевать перед нею, телодвижениями показывая, куда лететь? Для решения этой задачи была сделана компьютерная пчела-робот. Ее поместили в улей, и по соответствию реакции пчел на ее управляемые человеком движения ожидаемой реакции установили, что, действительно, язык пчел был понят людьми правильно. Но чтобы человек смог передать сообщение пчелам, он должен был войти в мир пчел в подобии пчелы, открыться им на их уровне, на их языке, в рамках их понятий и категорий. Без непосредственного откровения извне, пчелы не в состоянии постичь знание, источник которого лежит за пределами воспринимаемого ими мира. Подобным образом человек, ограниченный миром собственного разума и восприятия неспособен на рациональное или опытное постижение того, что лежит вне воспринимаемого им бытия, если Бог Сам не откроется ему в виде человека, что Он и сделал в Иисусе.
Памятуя, что апологетика – это зеркало, в котором неверующий может разглядеть свои собственные заблуждения, мы должны помочь человеку самостоятельно освободится от них. В этом помогают следующие шаги:
Подробнее см. С.Л. Головин "Введение в систематическую апологетику"