3.3.34. «Мусорная лавина»
3.3.34. «Мусорная лавина». Эту ошибку также можно назвать «Трэш-атака» или «Заметание пургой». И снова: это не столько ошибка, сколько злонамеренная нечистоплотная тактика ведения дискуссии, когда, игнорируя аргументы и возражения собеседника, его забрасывают все новыми некорректными вопросами – составными, бессмысленными, не относящимися к теме разговора и т.п., – формируя у слушателей впечатление, что оппоненту нечего возразить.
Велик соблазн привести примеры подобной аргументации из предвыборных дебатов или политических ток-шоу последних лет. Но современная медиа-сфера, с одной стороны, скоротечна, с другой – непрерывна, так что вы сами легко вспомните что-либо недавнее.
Гениальным примером такого подхода является рассказ Василия Шукшина «Срезал». Его главный герой, работник пилорамы Глеб Капустин получает наивысшее удовольствие, «срезая» односельчан, достигших чего-либо в жизни и теперь заглядывающих проведать родные места. В рассказе его жертвой становится приехавший навестить свою мать кандидат наук, филолог Константин Журавлев. На него-то деревенский эрудит и направляет свое полемическое искусство, заваливая вопросами:
– В какой области выявляете себя?
– Ну, и как насчет первичности?
– Как сейчас философия определяет понятие невесомости?
– Растерянности не наблюдается среди философов?
– Как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?
– Как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?
– Где ваши расчеты естественных траекторий?
– Куда вообще вся космическая наука может быть приложена?
И заканчивает местночтимый полемист свой сеанс тоже вопросом:
– Хотите, объясню, в чем моя особенность?
– Хочу, объясните.
– Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи...
Эти скупые выдержки надерганы исключительно с целью проиллюстрировать обсуждаемую ошибку. Надеюсь, они не отбили у вас желание прочесть полностью сам рассказ этого удивительного автора.
Именно к такому стилю ведения спора относится зачастую «диалог» неверующего с верующим. Ведь атеист – он сам себе бог (Бытие 3:5). Он уверен, что ему вовсе не нужно разбираться в религии, в христианстве, в Боге – он и так все об этом знает. Ему нет дела до рекомендаций великого мыслителя, математика и естествоиспытателя Блеза Паскаля (1623–1662): «Пусть они, по крайней мере, изучат религию, на которую они нападают, прежде, чем атаковать ее». И потому атеисты наивно заваливают собеседника множеством избитых бессмысленных вопросов, на которые, как они думают, нет ответа. Рекордсменами среди таких вопросов, пожалуй, являются:
– Где Каин взял себе жену?
– Чем Бог занимался до сотворения мира?
– Как Ной мог собрать всех животных на ковчег?
– Может ли Бог создать такой большой камень, что Сам не сможет его поднять?
И невдомек вопрошающим, что у Адама было много детей, сынов и дочерей, – ведь, чтобы узнать об этом, нужно проявить усердие, дочитав аж до пятой главы Библии (Бытие 5:4). Что время, равно как пространство и материя, – атрибут сотворенного мира (Бытие 1:1), и потому применять понятие «до» к Тому, Кто сотворил время и существует вне его – бессмысленно. Что Ной животных не собирал – сами пришли (Бытие 6:20, 7:8,9). Что, наконец, Бог много чего не может. Например – не может Себя отречься (2 Тимофею 2:13), не может нарушать Собственные клятвы и обещания (Евреям 6:18) и т.д. Просто библейское понимание всемогущества – это не способность на потребу публике делать все, что кому-либо придет в голову, а способность сделать все, что в твоей воле. И с этим у Бога проблем нет. У Него вообще – всего лишь одна проблема: мы с вами. Но и ее он уже решил во Христе.
Апостол призывает: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Что ж, запасемся терпением и, с кротостью и благоговением, будем отвечать всякому, кто готов слушать. А печатные издания и интернет-ресурсы Христианского научно-апологетического центра помогут в этом.
Ошибки уместности