• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Дауд, Дэвид - "Влияние религии на реабилитацию после болезни"

    0 1245
    Все статьи автора: Дауд Дэвид
    Дэвид Дауд г. Грейсон, США
     
    Главный вопрос медицины: как помочь больному? Людьми исследованы разнообразнейшие показатели, влияющие на результаты лечения. В недавнем прошлом психологами было изучено влияние на лечебный процесс психосоциальных показателей. Одним из признанных в этой области факторов является влияние на жизни пациентов религии. В своем докладе я хотел бы рассмотреть воздействие религии при преодолении различных видов недееспособности.
     
    Данный доклад делится на четыре части. В первой мы рассмотрим профилактическое влияние религии. Далее проанализируем влияние религии на отношение пациентов к своему состоянию. В третьей части будет рассмотрено взаимоотношение религии, субъективного благосостояния и преодоления различных видов недееспособности. И наконец, мы бросим взгляд на то, как религия влияет на адаптацию к состоянию пациентов тех, кто за ними ухаживает.

    Исследуя профилактическое воздействие религии, Харрис и др. (1995) провели опрос пациентов, перенесших трансплантацию сердца, в 2, 7 и 12 месяцев после операции. Для определения уровня самооценки пациентов была использована шкала Розенберга. Для определения физической дееспособности пациентов с трансплантатами использовалась шкала Карнофского, а эмоциональное состояние определялось по шкале SCL-90 Дерогатиса. Дополнительно пациентам задавались вопросы об общем состоянии здоровья и связанных с этим беспокойствах. Опрос показал: пациенты, говорившие, что их религиозные убеждения "и до болезни оказывали огромное влияние на их жизнь", в течение одного года после операции лучше реабилитировались, меньше беспокоились о здоровье и легче адаптировались к послеоперационному режиму. Безусловно, это положительные результаты. Пациенты, отнесшие себя к группе людей, "регулярно обращающихся к Богу при принятии важных решений", также говорили, что трудности при соблюдении медицинского режима были невелики. Сходной оказалась картина и с пациентами, которые "часто молятся". Уровень беспокойства был минимальным у тех, кто сказал о себе, что "часто посещает религиозные служения". Наконец, у пациентов, "активно принимающих участие в жизни общины" оказался более высокий уровень самооценки. Обобщая, можно сказать: проведенное серьезное исследование пациентов, перенесших трансплантацию сердца, показало, что у пациентов с религиозными убеждениями наблюдается комплекс позитивных результатов, которые в свою очередь, могут оказывать позитивное влияние и на дальнейшее лечение.

    Второе исследование было проведено Прессманом и др. (1990) среди 30 пациентов, перенесших операцию после перелома бедра. Применялась шкала гериатрической депрессии, а также физио-терапевтическая оценка подвижности, определяемая в метрах расстоянием, проходимым пациентом при выписке. Прессман обнаружил, что религия негативно взаимоотносится с депрессией при статистическом контроле тяжести заболевания. Позитивно религиозность коррелирует с расстояниями, проходимыми пациентом при выписке. Прессман не проводит прямой взаимосвязи между религией и расстояниями, а говорит о более очевидном влиянии религии на депрессивное состояние, что в свою очередь положительно влияет на подвижность.

    Таким образом, представляется, что эти и другие исследования показывают: в жизни пациентов религия может оказывать нейтрализующее действие на ряд факторов, негативно влияющих на результаты лечения. Отметим также, что помимо профилактического влияния, религия может менять отношение пациента к своему заболеванию и состоянию здоровья. Айдлер (1987) опросил 1139 мужчин и 1617 женщин в рамках Йельского проекта здоровья и старения. Он оценивал степень недееспособность по количеству ограничений различных видов жизнедеятельности пациента в быту. Исследователь обнаружил, что на любом уровне объективных хронических заболеваний, пациенты, "получающие большое утешение в религии", оценивали себя менее обездоленными.

    Мьюзик (1996) опросил 1421 престарелых черных и 1202 престарелых белых американцев. Для прогноза субъективного состояния здоровья пациентов он использовал регрессивный анализ. Среди темнокожих американцев, имевших активные религиозные убеждения до начала исследования (молившихся и читавших Библию), он обнаружил тенденцию к прогнозированию большего субъективного здоровья в последующие 3 года. Среди белых пациентов с высоким уровнем функциональных нарушений более высокие субъективные представления о здоровье прогнозировались у людей с высоким уровнем личной религиозности и у людей с высоким уровнем посещения религиозных богослужений.

    Айдлер (1995) выборочно обследовал 200 пациентов, проходивших период реабилитации. При обследовании использовался метод NHANES-I (обследование хирургом мышечно-скелетной системы пациента) и рассказ пациента об участках боли. Из 200 больных для участия в исследовании были отобраны 176 пациентов, испытывающих постоянную боль, уровень которой превышает на один порядок среднюю величину среди общего уровня пациентов. Из этих 176 пациентов 146 дали согласие на участие. Айдлер обнаружил, что нефизическая самооценка чаще всего прогнозируется тремя различными показателями: религией, самооценкой здоровья и образованием. Айдлер сделал следующий вывод: "Самооценка здоровья показала широкий спектр представлений о себе, среди которых фактическое физическое здоровье и способности акцентировались меньше, а более выраженными становились нефизические характеристики, включающие религиозное и духовное самоопределение".

    Все три исследования показывают, что у пациентов с субъективным чувством религиозности более позитивное представление о состоянии своего здоровья. При том, что это все таки субъективное представление о состоянии здоровья, а не объективный показатель недееспособности, оно, тем не менее, весьма важно. Совершенно ясно, что пациенты, считающие себя абсолютно недееспособными, более предрасположены к депрессии и менее склонны предпринимать различные виды бытовой деятельности. Поэтому самооценка и уверенность пациента в себе представляется немаловажной. Следовательно, если религия может помочь пациентам прийти к более позитивному взгляду на свою жизнь, можно говорить о положительном влиянии религии на результаты лечения.

    В дополнение к профилактическому действию и положительному влиянию религии на отношение пациента к своей недееспособности, религия также положительно соотносится с отношением пациента к своему благосостоянию и способности справиться со своими медицинскими проблемами. Рингдалл (1996) опросил 253 пациента, госпитализированных с раковой опухолью в университетском госпитале в г. Трондгейме (Норвегия). Он обнаружил, что среди больных религиозность положительно взаимосвязана с удовлетворенностью жизнью и чувством надежды.

    Тикс и Фрейзер (1997) провели опрос среди пациентов, перенесших операцию по трансплантации почек, на 3-й и 12-й месяцы после операции. Они обнаружили, что религиозная поддержка в первые три месяца после операции связана с более высокой удовлетворенностью жизнью на 3-й и 12-й месяцы после операции.

    Кёниг и др. (1992) опросил 850 пожилых мужчин, поступивших в медицинские и нейрологические отделения Медицинского Центра помощи ветеранам в г. Дурхаме, шт. Северная Каролина. При опросе применялась шкала гериатрической депрессии. По совокупности многих показателей Кёниг обнаружил, что религиозные убеждения и уровень депрессии находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Наиболее сильно такая зависимость выражалась у больных с тяжелыми проявлениями недееспособности.

    Кёниг и др. (1998) провел 47-недельное перспективное исследование 87 госпитализированных больных с медицинской депрессией. Диагноз депрессии был поставлен с использованием диагностической шкалы Национального института психологического здоровья. Внутренняя религиозность определялась по шкале Ходжа, по которой можно набрать от 10 до 50 очков. Кёниг обнаружил, что с увеличением показателя религиозности на каждые 10 очков по шкале Ходжа, на 70% увеличивается скорость ремиссии депрессии. У пациентов, состояние ежедневной активности которых не улучшалось или ухудшалось, на каждые 10 очков по шкале Ходжа, показывающей увеличение религиозности, наблюдалось более 100% увеличение скорости ремиссии депрессии. Данные исследования ясно указывают на то, что личная религиозность в жизни недееспособных пациентов может быть взаимосвязано с улучшениями эмоциональной жизнедеятельности и способности справляться с болезнью.

    И эта закономерность не ограничивается поверхностными медицинскими проявлениями недееспособности. Представляется, что эти показатели особенно весомы у больных с более тяжелым медицинским состоянием.

    Помимо положительного влияния на жизнь недееспособных больных, замечено, что религия оказывает помощь людям, заботящимся об этих больных, - чаще всего, это члены семьи пациента, на которых и ложится бремя ухода за больным. Рабинс и др. (1990) провели исследование среди членов семей 32 пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, и семей 30 больных раком. У сиделок с крепкой личной религиозной верой оказалось меньше эмоционального расстройства и больше положительных эмоций.

    Виньон (1995) провел опрос среди людей, перенесших трансплантацию почек, a также их супругов. Он оценил стратегии адаптации самих реципиентов, а также их психологическую и семейную адаптацию. Исследователь обнаружил, у мужчин-пациентов и их жен, "полагающихся на Бога", более высокая удовлетворенность в браке.

    Таким образом, судя по всему, религия оказывает позитивное влияние не только на субъективный опыт пациентов, но косвенным образом и на адаптацию этих пациентов к своей недееспособности. Также представляется, что религия имеет значительное влияние в жизни сиделок из семей пациентов.

    При уходе за недееспособными больными важно максимально увеличить такие условия, которые приведут к положительным результатам лечения. Разнообразие приведенных исследований и множества других, не упомянутых в настоящем сообщении из-за ограниченности во времени, указывает на то, что сильная личная религиозность может быть весьма позитивным показателем, объективно и субъективно усиливающим результаты лечения.

    Каждый год медицина затрачивает миллиарды долларов на терапию острых нарушений и хронической недееспособности. Поскольку рассмотренные показатели ведут к улучшению результатов лечения бесплатно, представляется разумным принять их во внимание. Разумным было бы, по меньшей мере, терпимое отношение к религиозности самих пациентов. Стремление ограничить их религиозную веру представляется нецелесообразным с целями желаемого результата лечения. Поэтому, независимо от того, верит ли в Бога сам врач или нет, по меньшей мере, он или она не должны активно разубеждать пациентов в их религиозной вере. Поступать иначе означало бы подрывать столь ценное средство улучшения результатов лечения.

    Литература:
    Harris, R. C., Dew, M. A., Lee, A., Amaya, M., Buches, L., Reetz, D., & Coleman, G. (1995). The role of religion in heart transplant recipients' health and well-being. Journal of Religion and Health, 34(1), 17-32.
    Idler, E. L. (1987). Religious involvement and the health of the elderly: some hypotheses and an initial test. Social Forces, 66, 226-238.
    Idler, E. L. (1995). Religion, health, and nonphysical senses of self. Social Forces, 74, 683-704.
    Koenig, H. G., Cohen, H. J., Blazer, D. G., Pieper, C., Meador, K. G., Shelp, F., Goli, V., & DiPasquale, R. (1992). Religious coping and depression in elderly hospitalized medically ill men. American Journal of Psychiatry, 149, 1693-1700.
    Koenig, H. G., George, L. K., & Peterson, B. L. (1998). Religiosity and remission from depression in medically ill older patients. American Journal of Psychiatry, 155, 536-542.
    Musick, M. A. (1996). Religion and subjective health among black and white elders. Journal of Health and Social Behavior, 37, 221-237.
    Pressman, P., Lyons, J. S., Larson, D. B., & Strain, J. J. (1990). Religious belief, depression, and ambulation status in elderly women with broken hips. American Journal of Psychiatry, 147, 758-760.
    Rabins, P. V., Fitting, M. D., Eastham, J., & Fetting, J. (1990). The emotional impact of caring for the chronically ill. Psychosomatics, 31, 331-336.
    Ringdall, G. I. (1996). Religiosity, quality of life, and survival in cancer patients. Social Indicators Research, 38, 193-211.
    Tix, A. P. & Frazier, P. A. (1997). The use of religious coping during stressful life events: Main effects, moderation, and medication. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 66, 411-422.
    Vinyon, K. A. (1995). Coping with chronic illness: Individual and marital adjustment of patients and spouses. Ph.D. diss, University of Minnesota.
     
    Перевод с английского И. Чистяковой
    Редактура: Новицкий Е. П.
    Похожие публикации
    Demo scene