• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • МЯСНИКОВ, Д., МЯСНИКОВА, И. - "Валеология подростка"

    0 1162
    Даниил Мясников, Ирина Мясникова
     
    Появление валеологии в школьном курсе, с нашей точки зрения, является ярким примером возросшего в наши дни интереса к оккультизму. Нам могут возразить, что данная наука не имеет никакого отношения к сфере оккультного, а напротив, призвана снабдить учащихся вполне конкретными знаниями из области физиологии, психологии и гигиены человека. Несмотря на спорность подобного возражения, мы не станем посвящать все наше короткое исследование его обсуждению. Попробуем только разобраться в том, что же преподается в школах под красиво-непонятным словом "валеология". Обращаясь к учебнику "Валеология подростка, 5 - 7 класс" (Л.Г. Татарникова, М.В. Поздеева.- СПб: Петроградский и К*, 1997.- 288 с., илл.), можно получить представление, что же действительно изучается в этом курсе и что является предметом изучения данной "науки".
    В данном учебнике валеология определяется, как "наука об индивидуальном здоровье челове-ка в его гармонии с самим собой, другими людьми, окружающим миром" (стр.108). Из определения следует, что в данном курсе должны изучаться гигиена (индивидуальное здоровье человека), основы психологии (гармонии с самим собой, другими людьми), а также основы экологии (гармония с окружающим миром). Словарь Вебстера определяет науку как "выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности с целью описания, объяснения и предсказания процессов и явлений действительности на основании открываемых ею законов".
    Согласно такому определению науки, она основывается на объективных знаниях. Объектив-ные ли знания о действительности преподносятся учащимся в данном курсе ?
    К примеру, на стр. 37 можно прочитать следующее "...прикасаясь к яблоку, перышку лука, за-виткам петрушки, Ты, еще не съев их, уже получаешь заряд энергии". О какой именно энергии идет речь, авторы не поясняют. На стр. 64 читаем: "Недостаток психической энергии истощает честолюбие и превращает вас в психически и физически ленивых людей...". Стр. 87: "Наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них - это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется миром Плотным или физическим. Второй мир - это "тонкая часть" планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называют миром Тонким или астральным. И третий мир - это мир мысли: он называется миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты. Такое строение напоминает русскую матрешку". Является ли все вышеперечисленное объективными научными фактами, и откуда авторы учебника и потенциальные преподаватели валеологии могут почерпнуть представление о "психической энергии"? Совершенно однозначно - не из эмпирического опыта науки, но из религиозных учений "Агни-Йоги" или трудов Рамачараки, рекомендуемых тут же в учебнике. Возникает второй сложный вопрос - о религиозной пропаганде в школе. Нам бы лично не хотелось чтобы нашему ребенку за наши же, как налогоплательщиков, деньги вдалбливали в голову основы "Агни-Йоги" и теософии (на авторитет последней авторы ссылаются на стр.37), поскольку это - религиозные учения. Мы, учителя, зачастую не хотим видеть в школе священника в рясе, однако интеллигентно одетых и мило улыбающихся людей с удовольствием пускаем, не анализируя чему они учат. Кстати, основы хиромантии, присутствующие в учебнике на стр.273, имеют прямое отношение к оккультизму, который, по имеющимся и общепризнанным данным, отнюдь не оперирует объективными научными знаниями. Сторонники "Агни-Йоги" и теософии могут возразить, что это не религии. Сторонников этой точки зрения нам бы хотелось отправить непосредственно к книге Е. Блаватской "Ключ к теософии", где автор откровенно пишет: "Theosphy as already said, is the Wisdom - Religion". После этого попробуй-те убедить нас в том, что это не так. И если учебник - не пропаганда пантеизма, то нам хотелось бы уточнить у авторов, на каком основании они ставят знак равенства между Космосом, Природой, Высшим разумом (спорное понятие), обожествляя их и приписывая им роль Творца. А на стр. 84 даже приводится вечерняя молитва, которая является чем-то средним между аутотренингом и гимном "Себе, любимому". На стр. 87 под названием "Методы релаксации" ученикам рекомендуют для расслабления произносить мантру "а-о-ум". А, если следовать логике авторов, что даже наше яблоко полезнее "ихнего" банана, то не логично ли предположить, что детям будет полезнее получить информацию о нашем Православии, нежели о их йоге или "оккультном лечении" Рамачараки. Да и вообще - допустимо ли навязывать детям оккультные по своей сути психотехники?
    Учебник не оставляет без внимания и вопросы морали и нравственности. Превосходная возможность познакомить детей с основами этики! Авторы учебника приводят красочный пример попытки изнасилования 13-ти летней девочки. Мораль же этой истории такова: "Здесь не было насилия. Была глупость, любопытство девочки, которая позволила себе то, что даже взрослый не всегда себе позволит" (стр. 222). Словом - сама виновата. Авторы делают попытку навязать подростку свою собственную точку зрения по поводу данной ситуации, признавая при этом: "Моральные установки не у всех однозначны." Позвольте, а имеем ли мы право навязывать школьнику одну точку зрения? Может быть, нужно рассмотреть и точку зрения взрослых дядь и теть, которые сами подвергались насилию? Не думаю, что не все они считают, что сами виноваты в произошедшем.
    Интересно также, что советуют авторы учащимся 5-7 классов для того, чтобы избежать заражения СПИДом (стр. 157) и другими заболеваниями, передаваемыми половым путем: "Во-первых, не иметь половых контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми. Во-вторых, при половых сноше-ниях обязательно пользоваться презервативом..." Кто является малознакомым - никто не поясняет, и значит ли данное выражение, что более знакомые не болеют? Видимо, авторы побоялись обвинений в несовременности, а то и в ханжестве, поэтому среди способов уберечь себя от подобных заболеваний воздержание от ранней половой жизни даже не упоминается. Далее авторы как бы извиняясь, отмечают: "Разумеется, Тебе эти сведения даются авансом." Но не могут ли эти преждевременные знания при-вести к противоположному эффекту?
    Итак, мы имеем дело с пропагандой в государственной школе оккультных религий и нравственного релятивизма.
    Теперь давайте коснемся вопроса преподавания вообще и методики преподавания в частности. Авторы отмечают, что учебник адресован одновременно учащимся 5-7 классов, их родителям и учителям-валеологам. Заметим, что в учебнике нет соответствующих разделов или указаний, обращающих внимание учителей, учеников или родителей, какие именно места в тексте обращены преимущественно к одной из этих групп. Авторы, обращаясь к родителям и детям, приводят материал из книги А. Шварцнеггера "Арнольд - детям. От рождения до 10 лет." Если этот материал обращен к детям, то использование авторитета любимого "терминатора" Арнольда Шварцнегера понятно, а вот если есть необходимость дать полезную информацию родителям, то консультация диетолога была бы более полезной. Зато цитаты Поля Брегга (который большую часть своей жизни посвятил учению о "здоровом питании") используются для описания "психической энергии" (стр. 63): оказывается, что это таинственное понятие сродни электричеству. Все - предельно ясно! Позвольте полюбопытствовать, как сможет разобраться с таким изложением учебного материала человек, пусть даже преподаватель, без специального естественно-научного образования, который к тому же не знаком с основами оккультизма и теософии? И чем родители дома смогут помочь ребенку, который обязательно начнет задавать вопросы по изученным материалам?
    Насколько нам известно, одной из гарантий хорошего усвоения учебного материала является его доступность и наличие связи с ранее усвоенным. Теперь давайте обратимся к первому параграфу учебника (кстати, параграфов авторы не выделяют, поэтому мы называем параграфом материал, изложенный от начала до первых "Вопросов для размышления"). Материал изложен на 3-х станицах, использованы иллюстрации: изображение ведьмы Гагулы из романа Г. Хаггарда "Копи царя Соломона", сказочных мышей и кролика. В тексте к мышкам и кролику приводится описание пересадки им в мозг частей гипоталамуса, взятого у зародышей человека. Встает вопрос: как с помощью сказочных карти-нок авторы пытаются сделать излагаемый материал доступным? Знают ли дети, что такое гипоталамус и где можно взять для опытов зародыш человека? Позвольте привести список терминов, данных в этом параграфе: статистика, генетический график, потенция, эволюционная морфология, лимфоциты, гипотеза, депрессия, иммунная система, вакцина, сыворотка, иммунодефицит, классы антител, психическое состояние, физиологический процесс, феномен, гены, генетическая программа, количество информации, нервная ткань. Из 19-ти терминов, в тексте дается 10 определений (статистика, генетический график, потенция, морфология, гипотеза, депрессия, антитела, иммунодефицит, феномен, гипоталамус). Уважаемый читатель, отметьте для себя, какое количество из перечисленных терминов вы можете пояснить. Из какого школьного курса ученики должны были получить базу для восприятия излагаемого материала? По программе часть этих терминов вводятся в 9, 10, 11 классах,- это же, позвольте напомнить, 5-й! На стр. 11 дается определение системы, которое используется при рассмотрении теории сис-тем уже в ВУЗе. Рассматривая понятие "рефлекторное кольцо" на стр. 59, автор не упоминает, что такое рефлекс. Возможно, к этому времени учащиеся уже будут это знать из курса по зоологии, а возможно, и нет; зато они будут "знать", что такое рефлектороное кольцо. Так ли необходимо усвоить пятикласснику, что "... высшая форма движения материи - мышление". Это же определение Энгельса из университетского курса философии! Таких примеров масса, и на их основании сложно утверждать, что данный материал доступен восприятию и усвоению учащимися 5-7 классов.
    Но несмотря на подобную сложность, материл, как уже указывалось, далеко не всегда соответствует критерию научности. В первом же параграфе авторы утверждают следующее: "Сейчас многие ученые склоняются к мысли, что у человека все-таки два мозга. Один - неподвижный ... Но есть и подвижный, который следит за состоянием органов и тканей. Это иммунная система." Простите за невежество, но кто именно из ученых так считает?.. На стр. 65 в разделе "Расстройство солнечного сплетения" (на наш взгляд, некорректное определение) вводится понятие "симпатическая нервная система", кото-рое не расшифровывается, затем делается попытка дать понятие пневмогастрической нервной системы как части симпатической. "Основная часть этой системы (симпатической) известна как пневмогастри-ческая нервная система, центром которой является солнечное сплетение - "брюшной мозг" - известный в учении йогов как второй мозг." Если сопоставить это с данным на стр. 4 материалом, что второй мозг это иммунная система, то оказывается, что у нас не просто два мозга, у нас еще и два "вторых"!.. А на каких научных данных базируется утверждение: "Когда у вас недостаток психической энергии, то появ-ляется комплекс неполноценности"?
    С нашей точки зрения, авторы используют и неоправданно большое количество терминов из области клинической психологии, например на стр. 69 ("Развитие неврастении"), на стр. 67 ("Нервная депрессия"). Таким образом, диагнозы, которые квалифицированно и адекватно может ставить только психолог-клиницист, предлагается ставить учащимся! Вот они и начинают ставить диагнозы себе и друзьям (хорошо еще, если не родителям). А в школе уже можно услышать: "У меня вчера была такая депрессия!" - это как головная боль: вчера была, сегодня нет. Нужно понимать, что здоровьем физическим должен заниматься врач, а здоровьем психическим - школьный психолог. Учитывая нестабильность формирующейся психики подростка, дилетантизм в этой области может привести к тяжелым последствиям.
    В заключении хотелось бы заметить, что, на наш взгляд, данный предмет представляет собой эклектичную смесь материала из школьного курса "Человек и его здоровье" с оккультно-теософскими религиозными верованиями. Учебный материал излагается непоследовательно и далеко не всегда отвечает критериям научности и доступности, что немаловажно с точки зрения методики преподавания. Все действительно полезное, входящее в курс валеологии, вполне может быть изложено (и излагается) в естественнонаучных курсах школьной программы от "Природоведения" до "Анатомии и физиологии человека" (причем обо всем - в свое время). Так что вполне правомочным будет вопрос о целесообразности и допустимости введения данного курса в школьную программу, тем более - за счет сокращения базовых предметов.
    Ключевые слова: Валеология
    Похожие публикации
    Demo scene