• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Йонт, Уильям Р. - "Tеория обучения для педагогов-христиан"

    0 2044
    Все статьи автора: Йонт Уильям Р.
    Уильям Р. Йонт
     
    Нет сомнений, что мир никогда не будет хорошо изучен только через теорию:
    практика абсолютно необходима; и для молодого человека, отправляющегося в страну,
    которая переплетена лабиринтами извилистых дорог и поворотов, конечно,
    будет очень полезна по крайней мере карта - составленная опытным путешественником.
    Лорд Честерфилд
     
    Попробуйте упомянуть слово "теория" в разговоре, и не удивляйтесь зевку в ответ. Большинство из нас хотят действий вместо теорий. Один из моих любимых мультфильмов изображает двух молодых женщин, беседующих за чашечкой кофе. Дети играют на площадке за окном. Одна говорит: "Мы решили не покупать Женечке пистолеты и другие военные игрушки". Сцена № 2: "Психологи советуют развивать у детей умение заботиться о других". Сцена № 3: "Поэтому мы купили Женечке куклу Дашу и набор кухонной посуды". Сцена № 4: трехлетний малыш Женечка втискивается между двумя женщинами, надев на голову кастрюльку в качестве каски, держит куклу Дашу так, что она напоминает винтовку, и кричит: "Пах! Пах! Пах!" Мама устало вздыхает: "Но увы, это только теория..." "Это только теория..." Насколько весомой она может быть? Обладает ли она ценностью? Как скоро она будет заменена другой?.. Лорд Честерфилд поможет нам в этом. Опытный путешественник. Общая карта. Упрощение лабиринтов извилистых дорог и поворотов. В этом и состоит действительная польза теорий. Теория - это представление о том, как работает мир. Теории помогут нам понять и осмыслить сложность этого мира. "Нет сомнений, что мир никогда не будет хорошо изучен через теорию: практика абсолютно необходима; и... конечно, будет очень полезна по крайней мере карта..."
     
    Триада аспектов теории

    Я утверждаю, что эффективный образовательно-обучающий процесс преобразует жизнь учащегося. Обучение - это больше чем обзор предмета изучения, больше чем демонстрация знаний учителем. Как обучающиеся, так и дисциплины обладают тремя аспектами существования. Для обучающихся это: то, о чем мы думаем (значащее понимании); то, что мы ценим (личные убеждения); и то, что мы делаем (уместное поведение). Для предметов - это: концепции и принципы, которые необходимо уловить; величины, которые необходимо запомнить; и приемы, которыми необходимо овладеть. Таким образом, обучение - это облегчение взаимодействия между обучающимися и дисциплинами в этих трех областях. Психология образования выделяет эти три области как познавательную, гуманистическую и поведенческую.

    Поведенческие теории обучения

    Фундаментальные теории по системе поведенческого обучения включают классический метод условных рефлексов И.П.Павлова, а также концепцию "оперантного" научения, предложенную Б.Ф. Скиннером.


    И.П. Павлов (1849-1936) открыл простую связь между едой (раздражение) и выделением слюны (ответ) у собак. Взаимосвязь между раздражением и ответом называют связью "Р-О". Далее, он заметил существование как обусловленных, так и не обусловленных раздражений и ответов. Так, пища вызывала образование слюны изначально, без какой-либо подготовки. Но слюна стала выделяться у собак и тогда, когда лаборант входил в помещение без еды. Собаки ассоциировали появление лаборанта с едой; таким образом, лаборант стал обусловленным раздражителем. Выделение слюны в ответ на лаборанта является обусловленным ответом. Павлов открыл технику для стимуляции определенного поведения. Только после того, как я посетил Симферополь и Ялту в 1998 году, я узнал, что Павлов был христианином. Он верил, что открыл всего лишь один из принципов, вложенных в живые существа Создателем. Вместе с тем его открытие было настолько ценным для Советского государства, что сам Ленин гарантировал Павлову защиту от преследований из-за его веры. Связь, открытая Павловым, - условный рефлекс, - легла в основу теории поведения.

    Общепризнано, что ситуация в школьном классе обуславливается непроизвольным поведением, которое находится за границами сознательного контроля. Робкие, боязливые дети не выбирают активного поведения. Их беспокойство связано с плохим опытом в прошлом. Климат класса обеспечивает настоящий океан положительных и отрицательных ассоциаций. Шторм или штиль на море - зависит от нашего стиля преподавания. Является ли классная комната теплым и располагающим местом? Свободно ли ученики задают вопросы и делятся своими мыслями? Является ли класс эмоционально безопасным? Знают ли дети, что мы любим их, заботимся о них и желаем им успеха? Если это так, то возникают позитивные ассоциации.

    Или в классе есть напряжение? К вопросам учеников относятся как к нежелательным помехам в ходе урока, или нет? Груб ли учитель в своей манере поведения? Щедр он на наказания или на поощрения? В случае возникновения негативных ассоциаций, они далее становятся подсознательно присущими учителю, предмету и, возможно, самому процессу обучения.

    Б.Ф. Скиннер (1904-1990). Но классическая обусловленность подходит только для небольшого процента изученных типов поведения. Она не может объяснить многого в процессе учебы, потому что люди сознательно вырабатывают определенное поведение - они просто не отвечают на раздражители. Классическая обусловленность выделяет ответы, которые являются непроизвольнымии вызваны определенными раздражителями. Концепция "оперантного" научения Скиннера ставит ударение на приобретении новых типов поведения, когда учащиеся находятся в своем собственном окружении и вознаграждаются по мере того, как пытаются достичь целей. Ответы, исходящие от людей или животных, в таком случае добровольны. Скиннер поместил голубей в клетки для наблюдения. Когда они вели себя так, как Скиннер считал желаемым, он усиливал их поведение при помощи корма. Путем обеспечения усиленного раздражителя для получения желаемого ответа Скиннеру удалось научить голубей различать цвета, играть на фортепиано и игре в пинг-понг.

    Принципы контроля поведения, открытые Павловым и Скиннером, среди других, использовались для программирования поведения в нормальных школах и школах для лиц с психическими отклонениями, у политических групп и целых народов.

    Этические соображения по поводу поведенческих теорий обучения

    Однако люди, причастные к образованию, могут задать вопрос: Есть ли наша вина в том, что мы используем манипулирование, промывку мозгов или подкуп, когда мы пользуемся поведенческими принципами? Давайте зададим этот вопрос в более положительном ракурсе. Можем ли мы этично использовать поведенческие обучающие принципы? Да - если мы отойдем от взгляда на учеников как на "пустые коробки" (по Скиннеру) и будем относиться к ним как к личностям, людям, созданным по образу Божию. Во-первых, мы избегаем манипулирования путем использования поведенческих принципов обучения для оправданных целей. Этика требует, чтобы фокус поведенческих приемов помогал учащимся получать знания без простой подгонки последних под требования учителя. Обучение включает убеждения и рациональные мысли обучающихся - оно больше, чем формирование условий правильного исполнения. Во-вторых, изменения в отношениях, убеждениях и ценностях должны происходить по причинам, понятным учащимся. Все поведенческие изменения должны происходить с участием учащегося. Если конечные цели таких изменений честны, и учащиеся осознают, что к ним были применены поощрительные меры, то такое поощрение не является подкупом.

    Ключевые характеристики поведенческого обучения

    Поведенческие теории обучения имеют следующие общие характеристики.

    (1) Обучаемый рассматривается как машина, которую надо запрограммировать.
    (2) Основное внимание сосредоточено на окружении учащегося. "Контролируя окружение, мы контролируем учащегося".
    (3) "Все" изучаемое равняется "сумме частей" - достижение определенной компетентности возможно через овладение каждым шагом по направлению к этой компетентности.
    (4) Обучение - это механический процесс закрепления Р-О-связей в нервной системе посредством повторения.
    (5) Цель обучения - изменение поведения.
    (6) Обучение усиливается повторением.
    (7) Обучение ведется через поощрение.
    (8) Ключевые мотивации строятся на чувствах: основных (биологических), таких как голод, жажда, сон и секс, и вторичных (психологических), таких как успех, обеспеченность, власть, положение.
    (9) Обратная связь с учащимся строится на исполнении учащимся работы и немедленном реагировании на нее.

    Познавательные теории обучения

    Познавательные теории обучения фокусируются на внутренних психических процессах, которые люди используют, пытаясь понять мир через восприятие, приписывая получаемой от этого восприятия информации некие значения. Познавательные теории рассматривают обучение как реорганизацию восприятий, которая позволяет учащимся развить ясное представление о предмете. Познавательные теории фокусируются более на разуме, нежели на нервной системе, более на проницательности, чем на Р-О-связях, более на понимании, нежели на поведении. Фундаментальные положения системы познавательной теории обучения описаны Джеромом Брунером.

    Джером Брунер (1915 -...) не видел большой пользы в изучении крыс, кошек или голубей для того, чтобы понять как учатся дети в условиях класса. Он получил свои данные, наблюдая за детьми в учебном процессе. Исследователь верил, что факты и взаимоотношения, которые дети открывают через свои собственные исследования, являются более пригодными, а также дольше сохраняются в памяти, чем материал, который они просто запомнили. Брунер обнаружил, что обучение через открытие развивает способность разрешать проблемы и придает уверенность в учебе, поскольку дети таким образом "учатся учиться". Несмотря на то, что Брунер был коллегой Скиннера в Гарвардском университете, он стал одним из его громогласных противников. Брунер использовал термин "структура", утверждая принцип, что любая дисциплина может быть организована во взаимосвязанную систему основных и вспомогательных концепций. Эти идеи могут быть сведены к диаграммам или группе принципов, или формулам. Дисциплины, организованные таким образом, можно объяснить более глубоко, более эффективно, чем при помощи длительного повторения фактов. Брунер использовал термин "экономия" для описания метода, который обеспечивал подачу малых доз фактической информации, после которого следовало практическое применение этой информации в решении задач.

    Брунер полагал, что внешние поощрения являются искусственным средством мотивации учащихся в обучении. Он пишет, что все дети имеют врожденное желание учиться. Внутренняя мотивация исходит от собственного любопытства учащегося, его желания достичь признания, а также желания работать вместе с другими. Это является поощрением само по себе и, таким образом, является само-подкрепляющим. Ответственность учителя состоит в том, чтобы эти естественные мотивации не использовались в комбинации с неактуальными и скучными уроками, со злоупотреблением дисциплиной и нездоровой соревновательностью среди учащихся.

    Ключевые характеристики познавательного обучения

    Теория познавательного обучения имеет следующие общие характеристики.
    (1) Учащийся рассматривается как разум.
    (2) Основное внимание сосредоточено на восприятии учащегося. 
    (3) "Целое" в обучении больше чем "части его составляющие" - обучение это больше, чем работа в классе, чтение или домашнее задание. Оно вырастает в результате взаимодействия между классом и восприятием учащегося. 
    (4) Обучение рационально (объектно) и интерактивно (социально). 
    (5) Цель обучения - изменение понимания. 
    (6) Обучение усиливается проницательностью. 
    (7) Обучение ведется через применение к жизни. 
    (8) Ключевые мотивации строятся на удовлетворении любопытства и достижении отложенной цели - хорошей оценки, личного уважения, диплома, положения или статуса. 
    (9) Обратная связь с учащимся строится на работе учащегося (особенно в области понимания), и отдельно, в обеспечении времени для размышления.

    Гуманистические теории обучения


    Образовательный гуманизм, или влияющее образование, делает ударение на влияющей стороне обучения: открытость учащегося, ответы учащегося, оценивание учащегося и стиль жизни учащегося. Человеческое обучение, по словам гуманистов, включает формирование у учащихся эмоций и ценностей и придает значение уникальности каждого учащегося. Три ведущих психолога, Авраам Маслоу (Abraham Maslow), Карл Рогерс (Carl Rogers) и Артур Комбс (Arthur Combs), оказали большее влияние на гуманистические методы образования, чем другие.


    Авраам Маслоу (1908 - 1970) считал, что дети принимают разумные решения для своего собственного обучения, если имеют такую возможность. Учителя организовывают привлекательные и имеющие смысл обучающие ситуации, а учащиеся выбирают из предложенного те, которые они находят для себя полезными. В таком климате управление классом, заданное учителем, становится вторичным по отношению к мотивирующей силе самостоятельно выбранных приемов.


    Карл Рогерс (1902-1987), по профессии психотерапевт, разработал личностно-ориентационные методы для своей работы. Термин "личностно-ориентационный" говорит о том, что психолог должен работать, исходя из пациента, и избегать направляющей терапии, которая работает, исходя из психолога. Идеи Рогерса основавались на объективных данных не более, чем на личных ответах людей на вопросы о себе. Как они себя чувствуют? Как воспринимают свои взаимоотношения с другими? Рогерс использовал свои идеи на выпускных семинарах по психологии и для консультаций. Он фокусировался больше на феноменологии, на том, как мир воспринимается личностью, чем на том, каков мир на самом деле. По мнению Рогерса, учителя должны доверять учащимся выполнять свое задание настолько, насколько это они могут, а также обеспечивать возможности для обучения. Учителя должны быть искренними, откровенными, способными посредниками, рассматривающими процесс обучения с точки зрения учащегося. Результат всех этих усилий, в соответствии с Рогерсом, состоит в том, что учащиеся сами ответственны за свое собственное обучение.


    Артур Комбс придавал большое значение тому, что учителя должны быть посредниками, способствующими обучению. Его работа является параллелью открытию Брунера по "чистому" обучению, но Комбс уделял большое внимание обмену личными взглядами и меньшее - объективному решению проблем. Для Комбса смысл не является изначально ррисущим объекту - это личность наделяет предмет его значением. Свою задачу он видел не в том, как представить предмет, а в том, как помочь учащимся извлечь свое собственное значение. Чрезмерное ударение на личном выборе, сильно преобладающее в 70-х годах, было оставлено в последние годы. Люди занимающиеся образованием в Америке, обнаружили, что в действительности слишком большая свобода выбора ведет к меньшему числу достижений и к меньшему количеству знаний. Так фокус обучающегося в образовании вновь стал смещаться в области академической мотивации.

    Ключевые характеристики гуманистического обучения

    Гуманистические теории обучения имеют следующие общие характеристики.
    (1) Учащийся рассматривается как личность.
    (2) Основное внимание сосредоточено на переживании и ценностях учащегося.
    (3) "Целое" в обучении больше, чем "сумма отдельных частей" - включая цельную личность, особенно эмоции учащегося.
    (4) Обучение личностно (субъективно) и интерактивно (социально).
    (5) Цель обучения - изменение отношений и ценностей.
    (6) Обучение усиливается личным общением.
    (7) Обучение ведется через личное удовлетворение.
    (8) Ключевые мотивации строятся на личных ценностях.
    (9) Обратная связь с учащимся должна быть личностной и сосредотачиваться на стремлении учащегося.

    Опасность обучения, опирающегося на собственные предпочтения преподавателя

    Каждый учитель отдают предпочтение той или иной теории обучения. Одни - "деятельные", другие - "думающие", третьи - "чувствующие". Естественно, действуют они, основываясь на своей теории обучения. "Деятельные" концентрируют внимание на активности учащегося, умениях, способностях, конкретных проектах и множестве необходимых в реальном мире применений. "Думающие" концентрируются на фактах, концепциях, принципах и овладении значащим содержанием. "Чувствующие" концентрируются на ценностях учащегося, переживаниях, взаимоотношениях и личной актуальности. Но, приходя в класс, учителя также имеют дело с учащимися-"думающими", учащимися-"деятельными", учащимися-"чувствующими". Поэтому наше обучение, каким бы эффективным оно ни было, какой бы системе обучения мы ни отдавали предпочтение, - в большинстве случаев теряет две третьих школьноков и студентов! Позвольте мне повторить это: даже самые лучшие "деятельные", самые лучшие "думающие", и самые лучшие "слушающие" педагоги постоянно терпят поражение с двумя третьими учащихся в своих аудиториях.

    Соединение стратегии преподавания с реальностью процесса обучения

    Нам необходимо научиться владеть всеми тремя системами, если мы хотим помочь нашим детям. Решитесь на то, чтобы использовать все необходимые принципы для решения конкретных проблем обучения. Этот процесс во многом подобен обучению вождения автомобиля. Сначала навыки вождения выглядят последовательно: посмотрел налево, посмотрел на право, посмотрел в зеркало заднего вида, затем в зеркало на левой стороне, следи за скоростью, следи за дорожными знаками, пешеходами и другими движущимися средствами. С приобретением практики навыки вождения становятся более параллельными - беглый взгляд на спидометр во время переключения передач, перенесение взгляда с бокового левого зеркала на правую сторону, с лобового стекла на зеркало заднего вида. В конце концов навыки вождения становятся второй натурой. Мы можем теперь делать все эти вещи без сознательного осмысления их - можем поддерживать беседу, есть гамбургер или молиться о наших близких, и все это во время того, когда мы смотрим направо, налево, назад, на скорость, на машины, на пешеходов, и так далее. То же самое мы можем делать и в нашем преподавании, без усилий передвигаясь от метода к методу для решения проблем по мере их возникновения. Таким образом, мы учитываем учащегося в его цельности и способствуем осознанному им преобразованию его жизни. Во всех методах мы видим фокус на жизни учащегося. Учителя мирового класса делают намного больше, чем просто излагают содержание предмета - они пересекают и преобразуют ЖИЗНЬ. Но одной теории обучения для этого просто недостаточно.

    Теория обучения и живой Господь

    Как христианские учителя, ищущие библейские ответы для удовлетворения нужд наших детей, мы должны пойти дальше теории обучения. Что мы увидим, осмотревшись вокруг? Господство материализма на Западе, религиозный беспорядок, политическое напряжение во всем мире, круговорот вопросов вокруг новообретенных свобод здесь, в Евразии, - мы видим, что миру необходимо духовное возрождение, подобное тому, которое видел Иезекииль.

    Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, И обвел меня кругом около них, и вот, весьма много их на поверхности поля, и вот, они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! Оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. (Иез. 37:1-3)

    Как мы открываем путь для Господа, чтобы улучшить наших детей изнутри, преобразовать их головы, сердца и руки ощутимым образом? Учитываем ли мы Промысел Божий, Его действие в человеческих душах? И (первоочередной вопрос) находимся ли мы в правильных взаимоотношениях с Господом? Подобно Иезекиилю, соединены ли мы с Тем, Кто сотворил нас и весь мир? Мы не можем быть христианскими преподавателями, если не знаем Христа лично, если Он не живет в нас, Духом Святым, через веру. Знаем ли мы Его?

    Во-вторых, нам необходимо молиться, прося Господа открыть Себя, учащимся, которых мы учим, нашим детям; нам следует учить их, помогая им понять Его истины, ценить Его пути, действовать в соответствии с Его Словом, Библией. Мы молимся, чтобы у учащихся были открытые сердца и ум, было желание учиться у Него.

    В-третьих, мы принимаем свое положение слуги, а не контролирующего тирана. Христианские учителя не должны быть царями, отдающими команды учащимся - но пастухами, заботящимися о них. Мы - лишь слуги наших учащихся, отдающие свои жизни за их рост; подобно тому, как Сам Христос пришел не как Царь, а как страдающий Слуга, чтобы отдать Свою жизнь за нас.

    Теории обучения полезны. Но присутствие и сила Господа являются основой для истинного изменения жизни. Его присутствие и сила действуют через посвященные Ему жизни учителей-христиан; лни входят в учащихся через каналы мышления, чувствования и делания (активности). И когда Он действует, наши жизни изменяются навстречу Ему. вижется, жизни изменяются изнутри наружу. Иезекииль продоложает:

    И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! Слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я - Господь. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище. (Иез. 37:4-10)

    Слова, которыми мы обмениваемся на этой конференции, полезны. Мы работаем вместе для пользы наших детей и грядущих поколений - очень важная работа. Но в основе всего должно быть слово Божие. Это Истина Бога, жизнь в Иисусе Христе, которая делает всех нас свободными (Иоанна 14:6).

    ____________________

    1Лорд Честерфилд (1694-1773), государственный деятель Англии. Letter, 30 Aug. 1749 (first published 1774; repr. in The Letters of the Earl of Chesterfield to His Son, vol. 1, no. 190, ed. by Charles Strachey, 1901). The Columbia Dictionary of Quotations is licensed from Columbia University Press. Copyright © 1993, 1995 by Columbia University Press. All rights reserved.
    2Уильям Р. "Рик" Йонт - профессор основ образования, School of Educational Ministries, Southwestern Baptist Theological Seminary, Форт Уэрт, Texaс, США, где преподает с 1981.
    С 1996 был в России, Украине, Казахстане для обучения учителей-христиан как преподавать верующим Библию - через голову, сердце и руки.
    За дополнительными сведениями, обращайтесь к моим работам, на основании которых написана настоящая статья:
    Created to Learn: A Christian Teacher's Introduction to Educational Psychology (1996) and Called to Teach: An Introduction to the Ministry of Teaching (1999) both published by Broadman and Holman, Publishers, Nashville, Tennessee. Sunday School teachers and local church education directors would profit from The Disciplers' Handbook: From Transmitting Lessons to Transforming Lives, self-published, 1979-1992 (8th ed).
    Посетите мою страничку в Интнрнете: http://lifestream.aol.com/
    Похожие публикации
    Demo scene