• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Груммс, Скотт - "Библейская этика (мораль) в обществе двадцать первого века"

    0 1582
    Все статьи автора: Груммс Скотт

    Скотт Груммс, доктор философии (психология), г. Ханингтон Бич, США
     
    МИРОВОЗЗРЕНИЕ:
    Бог сотворил человека для взаимоотношений с Собой

    Человек обладает способностью творить или добро, или зло, и он не запрограммирован так, что бы делать либо только одно, либо только другое. Человек является нравственным существом: он обладает способностью различать добро и зло, он свободен делать выбор - принимать решения, основываясь на своем нравственном чувстве, которое также возлагает на него ответственность за его выбор. То, какой выбор мы делаем в жизни, зависит от нашего личностного воспитания, полученного в семье и в обществе, и от нашей собственной духовной подготовки; все это также определяет и наши жизненные цели. Когда изменяется мышление человека, изменяются его цели и то, как он воспринимает жизнь. Человек духовно и социально способен к сотрудничеству (совместно с другими или индивидуально), получая от этого пользу, или же противиться [сотрудничеству], пожиная затем горькие плоды этого сопротивления. Поскольку те или иные сообщества людей точно также стремятся либо к сотрудничеству, либо к разрозненности, и они не могут улучшить или усугубить результатов ни своей разъединенности, ни своего сотрудничества, то на обществе тоже лежит ответственность. Иисус Христос не считал людей животными, Он утверждает, что они отвечают за свои поступки. С точки зрения психологии, нравственный и этический законы, которым учил Иисус, вполне разумны. Они абсолютны и фокусируют внимание на целях, а не на негативных сторонах отношений (семейных, общественных и/или духовных).
     
    Пять сфер личности

    Бог не безличен; Он - нравственная Личность и стремится к общению, к созданию разнообразных отношений со Своими творениями. Основной принцип библейской этики предельно ясен: Бог любит и ценит всех людей, Он вступает в отношения с людьми, и Он милостив к человеку. Каждая человеческая личность рождается с пятью свойствами, присущими Богу: 1) мышление (в том числе, убеждения), 2) чувства (эмоции), 3) воля (свобода выбора человека - он принимает решения в соответствии со своими целями), 4) совесть (она осуждает или одобряет убеждения и поведение человека), 5) hesed (желание делать добро для других или другого). Человек отвечает перед Богом за свои решения: "Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих..." (Рим. 1:21). Воля Божья - в том, чтобы человек в своих решениях исполнял закон Христов, как написано в Послании к Галатам: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2).

    Этический критерий - уподобленность Христу

    Для любой формы взаимоотношений (духовных, социальных, семейных) конечный смысл нравственности состоит в обожении. Иисус - одно с Отцом: "Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30). Уподобляться Христу - значит уподобляться Богу. Обожение и есть уподобление Христу: делание добра, не ожидая, что добро сделают тебе (hesed). В Ветхом Завете смысл нравственности состоял в том, чтобы отвечать добром на добро: "Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние..." (Иосиф, Быт. 40:14); "и дому Иероваалову, или Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю" (Суд. 8:35); "А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость... ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома" (Давид; 3 Цар. 2:7).

    Наши взаимоотношения в семье, обществе, друг с другом и с Богом должны основываться на ином мышлении. Этика Христова предполагает, что люди способны иметь hesed. Мы не должны оставаться пассивными - мы должны (независимо от ситуации) делать добро, а не зло. Выполняя то, что мы берем на себя, мы делаем благо второй стороне в наших взаимоотношениях (в семье, в обществе или во взаимоотношениях с Богом), ставя интересы нашего партнера на первое место. В этом и состоит не пассивная и негативная, а положительная и активная роль во взаимоотношениях.

    Этика Христова объединяет: любовь и закон

    Бог в Своих отношениях с человеком дает ему возможность духовной победы - и если стремление человека к Богу искреннее, то эта цель будет им достигнута. Основа Евангелия -делание добра, блага для других. Распятие Христа, Его добровольная жертва - это благо, совершенное Богом для каждого человека, ставящее его перед нравственным выбором: принять это благо, добро, явленное на Кресте, или же отвергнуть его. Покаяние - это логически вытекающая реакция на произошедшее на Голгофе. Для общества в целом, для человека, воспринимающего себя в первую очередь членом некоей социальной группы, это поистине революционная идея - преображаться самому, изнутри, неся в мир добро. Никто не должен приумножать количество зла, отвечая злом на зло. Если мы христиане, нам следует делать добро даже своим врагам - без этого невозможен наш личностный и социальный духовный рост.

    Побуждения и поступки Иисуса

    Одни наши побуждения и поступки всегда подобны побуждениям и поступкам Иисуса (например, искренняя забота о вдовах, сиротах, бедных и т. п.), а другие - никогда (убийство, клевета, гомосексуализм…). Но ни одно внешнее действие само по себе не бывает плохим или хорошим - оно нейтрально. Правильность или благость того или иного внешнего действия зависит от двух факторов: 1) благие (достойные) мотивы или цель, 2) благие плоды (нечистые, неправедные мотивы редко приводят к доброму плоду). Поскольку мы далеко не всегда знаем мотивы человека, и поскольку мы не знаем, к чему оно приведет в итоге, нам не следует судить другого по одному только внешнему виду. Разговор (о чужих недостатках) - это действие, но клевета - это уже мотив разговора. Используем ли мы слова, чтобы поддерживать других (забота, научение), или же наши слова служат для того, чтобы их оскорбить и причинить им боль (клевета, сплетни)? Любой нравственный поступок должен произрастать из оснований, заложенных Христом, и Его заповедей (этим исключается принцип "цель оправдывает средства"). Не будем спорить о мнениях по тем вопросам, о которых Бог ничего не сказал. Но среди того, о чем Бог конкретно говорит нам - это необходимость уверенности, что все наши действия мы совершаем с чистой совестью. Оступившись, мы можем вновь очистить свою совесть, 1) исповедав нашу ошибку перед Богом и 2) придя к Вечере Господней. Любое дело, подобное [не только по внешнему действию, но по мотивам и плодам] делам Иисуса, - благое. Бог сотворил Адама, чтобы человек, рано или поздно, стал подобен Христу. Бог дал Моисею Закон, чтобы его народ стремился уподобиться Христу. Бог ждет от меня, чтобы я поступал так, как поступал бы Иисус.

    ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИКИ: Профессионализм и лечение

    Как психолог, изо дня в день я должен ставить диагноз и действовать в соответствии с тем, что я вижу перед собой - касается ли это одного человека, семьи, ребенка или супружеской пары. И мое мировоззрение диктует мне, как мне поступать и какой вид лечения избрать. Например, поскольку я верю в свободную волю, нравственность, ответственность и в то, что человек был создан для межличностных отношений, я могу сделать три предположения еще до того, как люди попадают ко мне в кабинет: 1) они в ответе перед Богом, 2) они в ответе перед обществом, 3) они в ответе перед теми, с кем на данный момент состоят во взаимоотношениях (перед семьей или отдельным человеком). Помня все это, нетрудно понять, что именно пойдет на благо данной семьи (иногда это означает преодоление жестокого обращения, взаимного пренебрежения, алкогольной или наркотической зависимости или других вредных привычек), и показать ее членам, как именно их жизнь и их взаимоотношения разрушаются и искажаются из-за того, что они не относятся к другим так, как хотели бы, чтоб относились к ним самим. Обсуждение этих весьма серьезных вопросов, с которыми сталкиваются многие из моих пациентов, позволяет им сравнительно легко осознать, что счастье является "побочным продуктом" чувства благодарности, наполняющего нашу жизнь; эгоизм же приводит к противоположному результату. Когда нормальное развитие взаимоотношений нарушено, терапевтическим является формирование определенных побуждений и определенного поведения: нужно помочь пациенту научиться видеть и осознавать добро и красоту в мире, изменяя этим его убеждения, чувства и переживания пациента; пересмотрите его (или ее) прошлое и помогите человеку отказаться от сложившегося отношения к происходящему, когда во всем видится только негативное, и признать, что в его жизни были и хорошие моменты; определите, кому и как (конкретно) ваш пациент может активно помогать; поправляйте человека, когда это возможно и допустимо (помогайте ему делать что-то потому, что это правильно, а не в надежде на такое же ответное отношение); побуждайте человека отказаться от мести и сделать что-то хорошее тому, кто его обидел. В процесс изменения и исцеления вовлечены все пять сфер человеческой личности (мышление, чувства, воля, совесть и hesed).

    Свою задачу я вижу в том, чтобы повлиять на жизнь моего пациента или моей пациентки на многих уровнях. На работе, дома или с друзьями их целью становится построение взаимоотношений. Например, мои пациенты учатся выполнять свои обещания, избегать вредных привычек; в нужное время я (по мере возможности) прихожу им на помощь; но я не считаю себя ответственным за их решение не достигать своих целей, - любые отношения можно уничтожить, если взятые обязательства неоднократно нарушаются и не делается усилий, чтобы их сохранить. Помогая пациентам принять на себя ответственность за их отношение к терапии и за их поведение в ходе лечения, я также помогаю им увидеть ценность всех остальных взаимоотношений, в которых они состоят. Христианство основывается на том свойстве личности, которое мы назвали hesed: желание делать добро ради других. Бог ожидает от нас, рано или поздно, ответа на Свой призыв. Именно тогда Христос дает человеку возможность изменить свое мышление и поведение, преображая полностью образ его жизни.

    Исцеляющая сила искупления

    В колледже, где я работаю, один из профессоров разработал модель духовного, эмоционального и социального исцеления, в центре которого - Искупление (смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа).

    Грех определяется, согласно Рим. 1:18-32, как все то, что унижает Бога, другого человека или Божье творение, а также разрушает взаимоотношения. Грех обосновывает существование средства против него (Искупления). Грех можно увидеть только в поведении или в побуждении, которые унижают другого человека и деструктивны.

    I. Грех - разрушение Божьего творения.

    То или иное поведение или побуждение является грехом, не потому что оно внесено в "черный список", а потому что они унизительны. Когда вред причиняется нам или кому-то еще, это оскорбляет Бога. Мы существуем, и уже поэтому заслуживаем почтительного отношения. Если мы этого не признаем, или же к нам относятся без уважения, то возникает конфликт. Любое поведение, вредящее творению Божьему, есть грех.
    II. Саморазрушение - наша основная проблема перед лицом Бога.

    Если бы Бог на самом деле наказывал человека (который обычно думает, что заслуживает такое наказание), то Он бы только усугублял его отчаяние. Многие ненавидят других, потому что ненавидят самих себя. Вот некоторые, наиболее распространенные, причины нашего саморазрушения (самодеструктивного поведения):
    психическая травма, перенесенная в детстве: любое насилие над ребенком - грех перед Богом;
    дисфункциональная модель поощрений и наказаний в детстве: отмечать лишь ошибки ребенка и не реагировать на его положительное поведение в остальных 90% случаев - грех;
    ложные представления, вынесенные из детства: человек может держаться некоторых принципов только потому, что они были навязаны ему в детстве, но эти принципы не основаны на реальной действительности и на нашей способности справиться со сложившейся ситуацией;
    соперничество между детьми: невозможность для ребенка быть наравне со своим младшим или старшим братом или сестрой;
    "теологический перегиб"(чрезмерное подчеркивание того, что непослушание - это грех): да, грех - это непослушание, но если под непослушанием мы понимаем преступление против hesed, сопротивление обожению. Мы согрешаем, если не относимся к Богу как должно и не относимся к ближнему, как к себе самому;
    грехи, действительно совершенные ранее: т.е. те грехи, которые человек совершил, и его на этом не поймали;
    наследственные или другие медицинские нарушения (депрессия и проч.): когда делаются предположения о духовном здоровье человека, незнание того, что является для него генетически наследованным поведением, а что нет, может причинить много вреда и привести к негативным последствиям.
    III. Признаки низкой самооценки (саморазрушения):
    Внутренний (скрытый) гнев. Может проявляется через депрессию. Часто имеет причиной непрощение. Депрессия вызывается отчаянием, которое человек ощущает, осознает и реализует.
    Неадекватная реакция. Чрезмерное раздражение приводит к эмоциональным взрывам. Наказание должно быть под стать обиде.
    Стремление к совершенству - когда человек считает, что если что-то нельзя сделать идеально, то не стоит даже начинать. Такой человек не может переносить свой успех, и в то же время ему невыносима мысль о возможной неудаче.
    Очевидное самодеструктивное поведение (саботаж). Когда человек стоит на грани успеха и не верит в то, что он этого успеха заслуживает, он начинает сам себя разрушать. Такой человек купился на ложь, что в нем нет ничего хорошего, что он ничего не стоит.
    "Богословская атака": к человеку относятся с презрением, скрытым за маской следования Библии. Но стремление постоянно поставить другого человека на место является выражением презрения к самому себе.
    Чрезмерное чувство ответственности. Гарантирует неудачу в любом деле.
    Принятие жестокого обращения. Это - проявление беспомощности и самоотвращения, к которым человека приучили, но человек думает, что он сам к этому пришел.
    IV. Искупление, совершенное Христом, как средство и источник исцеления. Искупление показывает, как Бог относится к КАЖДОМУ человеку. Он умер в Христе на Голгофе для прощения наших грехов. Это было в действительности: Он умер вместо нас, чтобы, по слову Божьему, омыть грехи каждого, кто во Христе.
           а) Человек, жестокий к самому себе, нуждается в уверенности, что его любят и ценят. Я настолько дорог для Бога, что Он пришел в Иисусе умереть за меня: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него" (Иоан. 3:16-17). Об этом же говорит Павел в своем послании к римской церкви: "Ибо Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решиться умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5:6-8). В глазах Бога я имею ценность, и ничье мнение не может перевесить мнение Божье. Так можно решить проблему низкой самооценки, - я настолько важен для Бога, что Иисус умер за меня лично: "Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками". Крест Христов - это доказательство Божьей любви ко мне; с этого начинается процесс моего исцеления. Такую любовь мы не можем даже представить себе; многие из нас могут представить себя умирающими за своих жен или детей, но чтобы занять на плахе место любого человека, самого последнего грешника - для этого нужна любовь, превосходящая всякую человеческую.
            б) Получив прощение от Бога, человеку уже не надо заниматься самонаказанием, самоуничтожением.
           в) Вина уничтожена. Принимая это прощение, человек, привыкший плохо относиться к себе, может избавиться от своего чувства вины, веря, что Иисус Христос Своей смертью заплатил за все сполна: "Я оправдан Крестом, туда было взято мое справедливое наказание"; "... зная, что не тленным серебром или золотом искуплены от суетной жизни..., но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога" (1 Пет. 1:18-21).

    Благая весть: Божья сила спасения

    Нам нужно искать единства со Христом. Когда мы видим Его на Кресте и все, что произошло там, нам надо представить себя на этом месте. Не видя себя на кресте, мы не сможем прекратить саморазрушение. Для того, чтобы полностью испытать исцеляющую силу Искупления, необходимо психологическое единство со Христом. Больше всего человек нуждается в исцелении разбитого сердца и духа. "Не видел того глаз, не слышало ухо.., что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9), - здесь речь идет об Искуплении. Невозможно привести человека к покаянию, наказывая его: он либо посчитает, что заслуживает наказания, либо ему будет просто все равно. Лишь осознание жертвы Христа, Невинного, Которого били, над Которым издевались и Которого распяли, способно переполнить его сердце. Если мы будем продолжать разрушать (наказывать) себя, мы будем утверждать этим, что жертвы Иисуса, принесенной за нас, не было достаточно. Более того, продолжая презирать (наказывать) других, мы утверждаем этим, что и для них смерти Христа тоже было не достаточно.

    Вывод

    Этот мир является миром Божьим: человек - это творение Божье, пусть и непослушное, грешное, падшее. Спасение было достигнуто не за пределами нашего мира - Бог пришел с небес, чтобы в реальном событии призвать человека к общению с Собой. Все в мироздании строится вокруг проблемы выбора. Считать, что наш выбор, наши решения, не играют никакой роли, будет самой большой ошибкой. Возьмите, к примеру, мировые религии: все молятся, и многие совершают жертвоприношения, которые стоят не мало для верующего, однако эти действия не являются, сами по себе или сами в себе, сущностью нравственности или религии. Чему или кому Вы доверяете? Ведь доверие без существования некой нормы (стандарта) так же бессмысленно, как и молитвы или жертвоприношения. Во многих сферах жизни человек каждый день проявляет свою верность, но этика и религия не ограничиваются одной только верностью. Бог дает определение верности при помощи тех взаимоотношений, которые Он Сам установил с человечеством. Истинные нравственность и религия всегда означали, согласно Библии, верность в наших взаимоотношениях с Богом. Мы должны позволить Богу показывать нам, что есть добро, и принять Его нормы, Его стандарты, Его неизменные "контрольные точки". Иначе мы не можем знать, в чем состоит истинная нравственность и религия. В Ветхом Завете такой "контрольной точкой" является Закон, Тора (первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), в Новом Завете - Сам Иисус.
    Похожие публикации
    Demo scene