• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Аргумент от совести

    0 1570

    Поскольку сегодня весьма популярен моральный субъективизм, весьма эффективной может оказаться другая версия морального аргумента, которая не исходит из морального объективизма. Современные люди часто говорят, что не верят в наличие всеобщих моральных обязанностей, а верят в то, что каждый должен поступать, как велит ему совесть. Однако это признание само по себе может служить основой для доказательства бытия Бога.

    Разве не замечательно, что ни один человек, даже самый последовательный субъективист, не верит в то, что нам следует намеренно и сознательно идти против своей совести? Даже если совесть разных людей подсказывает им делать или не делать разные вещи, один моральный абсолют сохраняется для всех: никогда не перечить своей совести.

    Что же придает нашей совести такой абсолютный авторитет, признаваемый даже моральными субъективистами и релятивистами? Есть только четыре возможных источника: (1) нечто низшее, чем я (природа); (2) я сам (личность); (3) другие, равные мне люди (общество); (4) нечто высшее, чем я (Бог). Рассмотрим все эти возможности по порядку.

    1. Как может для меня быть моральным абсолютом что-то низшее, чем я, - например, животный инстинкт или практическая потребность в физическом выживании?
    2. Могу ли я быть моральным абсолютом сам для себя? Разве я абсолютен? Разве у меня есть право требовать абсолютного повиновения от кого бы то ни было, включая и меня самого? А если я и заключу себя в тюрьму обязанностей, я волен и выпустить себя на волю, тем самым разрушая ту абсолютность моральных обязанностей, из которой мы исходим.
    3. Может ли общество требовать от меня повиновения? Какое право имеют равные мне люди требовать, чтобы я подчинялся их ценностям? Разве количество этих людей порождает высшее качество морали? Разве миллион человеческих существ сродни абсолюту? Разве общество - это Бог?
    4. Единственный оставшийся источник абсолютных моральных обязанностей - то, что выше меня. Этот источник вправе морально ограничить мою волю, требуя от меня совершенного послушания.

    Итак, только Бог или нечто подобное Богу может быть достаточным источником и основанием общей для всех нас абсолютной моральной обязанности поступать по совести. Поэтому совесть объяснима только как голос Бога в душе.

    Подробнее см. Крифт Питер, Тачелли Рональд. Справочник по христианской апологетике - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 360 с.

     

  • Аргумент от действенной причинности.
  • Аргумент от устройства мира.
  • Аргумент "калам".
  • Онтологический аргумент.
  • Моральный аргумент.
  • Аргумент от совести.
  • Аргумент от желания.
  • Аргумент от эстетического опыта.
  • Пари Паскаля.
  • Мнимые опровержения существования Бога.
  •  

    ,
    Похожие публикации
    Demo scene