• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • Неверие

    0 1971

    Неверие

    Больше трех тысяч лет назад Моисей, вооруженный верительными грамотами от Бога, вошел в величественный зал фараона, египетского царя, и потребовал: "Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой ...". Поразительно, что этот монарх ответил: "Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа ..." (Исх. 5:1,2).

    В наше время многие заблудшие души гордо похваляются тем, что являются духовными потомками этого языческого царя древности. Для некоторых неверие это признак интеллектуальной искушенности, и они искренне утверждают, что веру в Бога следует сдать в архив, как и прочие предрассудки. Другие, хоть и не впадая в такую крайность, полагают, что вера, по крайней мере, в определенной степени, недоказуема. Что она не имеет основания, которое можно было бы назвать достоверным; скорее, ее относят к некоему мистическому переживанию, называют "прыжком в темноту" и результатом субъективных ощущений, которые сложно описать словами. Конечно, в этом нет ничего нового, но в наши дни такие взгляды пользуются большим вниманием.

    Я ни на мгновение не соглашусь ни с одной из этих точек зрения. Я неуклонно придерживаюсь убеждения о том, что Бог существует, что Он есть наш Создатель, наделивший нас живыми телами и рациональным разумом. Более того, я в такой же степени убежден, что наш Небесный Благодетель представил о Себе достаточные свидетельства, которые говорят сами за себя, так чтобы человек, используя свои умственные способности, на основании этих достоверных свидетельств, "веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11:6).

    В самом начале своего повествования я хочу сказать, что хорошо осведомлен о том факте, что тема неверия непроста. Ибо люди, не верящие в Бога, как и многие другие, объявляющие себя религиозными, представляют собой крайне разношерстную компанию. Атеисты попросту утверждают, что Бога нет. Скептики менее отважны; они сомневаются в существовании Всемогущего, в то время как агностики пожимают плечами и заявляют, что ни то, ни другое недоказуемо. Деисты исповедуют свою веру в Бога, но Бог, которого они придумали, слишком далек от какой-либо заинтересованности в человеке.

    Сейчас я хочу принципиально обратиться к рассмотрению атеизма, как подвида неверия в целом.

    Австрийский психопатолог Зигмунд Фрейд учил тому, что атеизм это черта, присущая нормальному, уравновешенному разуму. Ему казалось, что вера в высшее Существо это попросту пережиток детских страхов, следовательно, для взрослого человека это нарушение нормы. В своей известной книге "Будущее одной иллюзии" Фрейд написал: "Когда же ребенок вырастает и обнаруживает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, и что ему никогда не удастся обойтись без защиты от неведомых и могущественных сил, он облекает их в черты образа отца; он создает себе богов, которых он боится и которых он стремится умилостивить и которым он, тем не менее, вверяет задачу охранять себя. Таким образом, объяснение о желании иметь отца совпадает с другим, с нуждой в защите от последствий человеческой слабости ..." (The Future of an Allusion, с. 39,40).

    Нисколько не сомневаясь, я заявляю, что теория Фрейда основывается на предвзятых предположениях, вытекающих из анти-религиозных предрассудков. Факты, противоречащие его теории, можно выстроить в следующую логическую цепочку. Во-первых, предрасположенность верить в какую-либо форму сверхъестественной силы это хорошо установленный факт. Всеобщность этой наклонности человека, которую мы более подробно будем рассматривать ниже, говорит о ее нормальности. По сути дела, сам интеллектуальный феномен уверования, по-видимому, является необходимостью. В важной работе, озаглавленной Readings in the Psychology of Religion, Мортимер Остау и Бен-Ами Шарфстейн утверждают: "Верование почти также необходимо людям, как и еда. Конечно, то, во что веруют, необязательно полезно, как и то, что едят, не всегда питательно. Но вера существенна для нормального функционирования человеческого организма..." (с. 190-191). Определенное количество авторитетных специалистов пришли к выводу о том, что подавление веры связано с различными вилами неврозов, ускоряя их наступление или являясь их следствием. Позвольте мне процитировать два примера.

    Доктора Дж.А. Мендельсон и Уэйн Оутс проводили двухмесячное исследование в государственной больнице штата Кентукки. Они исследовали роль религии в жизни шестидесяти восьми душевнобольных пациентов, и самая большая группа из нескольких категорий больных, 51,5%, "показали отсутствие религиозного воздействия в своей нынешней мыслительной и жизненной деятельности ...". Доктор Оутс делает заключение, что "многое из того, что ныне называется заболеваниями психики, является конечным результатом недостатка цельного нравственного образования" (там же, с. 243). И преподаватель психологии, доктор Орио Струнк мл., подтверждает, что мнение об атеизме, как о "результате глубоких и сложных эмоциональных проблем, - несомненно, истинно в большой степени" (The Coice Called Atheism, с. 54). ,

    Семена неверия

    Возможно, наступил подходящий момент обсудить те факторы, которые способствуют развитию атеистических тенденций в мышлении некоторых людей. Есть несколько психологических факторов, которые, возможно, прокладывают путь к неверию. Родители могут совершить одну из самых опасных ошибок, приводящих к духовным правонарушениям своих детей, если они не смогут при- вить им здоровое уважение к власти. Если родители, в нарушение своего долга, не подают должного примера как лица, облеченные властью, или отказываются проводить воспитание в любви, ребе-нок может их отвергнуть и, посредством переноса, прийти к отрицанию всякой власти, включая высшую Власть, Бога. Доктор Джошуа Либман говорит: "Я полагаю, что почва для атеизма во многих случаях готовится через разочарование в родителях, которое поив- лается в ребенке. Неверие в жизни, скептическое отношение к человечеству, отрицание Бога - все это коренится в эмоциях, переживаемых задолго до начала обучения философии и естественным на- к укам. Жизнь рано напугала таких людей и лишила их желания верить кому бы-то ни было - человеку или Богу (Реасе оf Mind с. 147,148).

    Еще одна предрасположенность к атеизму заложена в нездоровом стремлении к обладанию властью. В результате такого настроя человек видит в Боге соперника, а потому отвергает Его. Философ-атеист Фридрих Ницше, в конечном итоге лишившийся рассудка, однажды воскликнул: "Если бы были боги, то как я пережил то, что сам я не бог?" Вера в Господа попросту не может пребывать в сердце, настолько пропитанном неуемной гордыней.

    Третье побуждение к отрицанию Бога кроется в желании избавиться от морального сдерживания. В своей статье "Confession of a Professed Atheist: Aldous Huxley" Гексли открыто признает, что он отверг веру в Бога и нравственность потому, что хотел устранить препятствия на пути к свободе в половых отношениях (Report, июнь 1966 г., с. 19). Неверующие рассуждают благовидно: если есть Бог, я должен нести перед Ним моральную ответственность. Но я не желаю таких ограничений.

    Следовательно, Бога нет! Разумное объяснение этому дает порочность человека. Давид указал на это очень точно: "Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро" (Пс. 13:1). Уилбор Смит в своем прекрасном произведении Therefore Stand говорит: "Одна из причин, почему люди отказываются принять христианскую веру, состоит в том, что самые принципы их жизни во всем противоречат этическим принципам Библии, и, исполненные решимости оставаться в беззаконии своей чувственности, они попросту не могут принять святую религию, не могут идти со святым Богом, не могут найти спасение в Его святом Сыне, не могут испытывать любви к Его святому слову" (с. 170).

    Иногда люди обращаются к атеизму оттого, что их вера в человека, объявляющего себя набожным, пошатнулась. Истинно, "Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия" (Прит. 25:19). Только разумным можно назвать признание того, что человек это не более чем человек; "человеку свойственно ошибаться". Неразумно винить Божество за грубые просчеты человечества. В конечном итоге, "лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека" (Пс, 117:8).

    Страдания

    Для многих людей одно из самых главных препятствий на пути к вере это проблема зла, страдания и боли. Так как люди не могут подвергнуть все страдания сколько-нибудь значимому анализу, делается предположение, что концепцию о Боге следует отвергнуть. Один неверующий утверждает: "В этом мире слишком много зла, чтобы подтвердить вывод о том, что есть Провидение или Творец, озабоченный интересами человечества" (Дональд А. Уэллс, God, Man, and the Thinker с. 112). В другом источнике эта мысль выражена следующим образом: "Проблема боли и страдания во все времена выступала в мышлении людей как непреодолимый вызов. Вызов, который бросает старая как мир проблема, выражается в таких словах: "Дилемма Эпикура по-прежнему остается с нами: если Бог желает предотвратить зло, но не может этого сделать, тогда он бессилен; если он мог бы это сделать, но не хочет, тогда он исполнен злобы; если же он имеет как силу, так и желание, то откуда берется зло?" (Baker's Dictionary of Theology, с. 505).

    Конечно, я не стану самонадеянно утверждать, что человек может в совершенстве понять проблему страдания. За исключением, что явлено в слове Божьем, человек не может познать Его волю и намерения. "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11:33). Однако я твердо верю в то, что в Библии мы имеем достаточное количество ответов на тему страданий, позволяющее нам принять необъяснимое на основе доверия любящему Богу, который всегда поступает правильно (Быт. 18:25).

    При рассмотрении проблемы страданий, с самого начала должно быть очевидно, что большая часть невзгод, поражающих нас, является прямым результатом наших собственных грехов. Давайте рассмотрим пример с пьяницей. Богодухновенный автор Книги Притчей спрашивает: "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного" (Прит. 23:29,30). Несомненно, нельзя возлагать на Бога ответственность за судьбу пьяницы. Блудный сын навлек на себя горестные последствия своего распутного образа жизни (Лук, 15:11 и след.). И апостол Петр подчеркивает связь между грехом и страданиями, когда говорит: "Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое" (1 Пет. 4:15). Обожествление животных на востоке, которые могли бы дать много питательной пищи, заставляет тысячи людей совершенно напрасно оставаться голодными. Действительно, грех пожинает огромный урожай страданий.

    Во-вторых, в этом мире огромное количество страданий является естественным следствием грехов людей, живших перед нами.

    Очень простой пример этому мы находим в ситуации, когда молодая женщина, предавшись распутному образу жизни, заболевает венерической болезнью. Возможно, что впоследствии она будет иметь детей, которые унаследуют множество физических недостатков, причиняющих много страданий, и все это, в конечном итоге, восходит к ее греховному поведению в самом начале. Далее, история пестрит примерами, когда целые народы отворачивались от Воли Божьей. "Да обратятся нечестивые в ад, все народы, забывающие Бога" (Пс. 9:18). Сегодня миллионы людей испытывают невыразимые страдания, живя в самых скверных условиях, потому что их предки на протяжении целых поколений отвергали учение, исходящее от Господа, этим самым лишая себя сопутствующих благословений, присущих благочестивому обществу. Господь предупреждал многие столетия назад: "... Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои" (Исх. 20:5,6).

    Углубляясь в эту тему, я полагаю вполне возможным показать, что другие разновидности страданий, которые мы еще не рассматривали, также могут быть приписаны вовлеченности человечества в грех. Вспомните о многочисленных заболеваниях, которые отравляют жизнь человека; в конечном итоге, они имеют отношение ко греху. В Едемском саду Адам и Ева имели доступ к "дереву жизни", и, следовательно, к физическому бессмертию. Поэтому понятно, что в том первоначальном состоянии они не были подвержены недомоганиям и болезням. Однако когда эта первая пара взбунтовалась против Бога, Он изгнал их из Едемского рая, чтобы они не могли вкусить плод от дерева жизни и вечно жить во грехе. Не имея более доступа к дереву жизни, Адам и Ева пали жертвами слабостей, болезней и смерти; и через них мы наследуем такие же несчастья. Богодухновенный Павел объявил: "... как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12).

    Если мы оглянемся назад, то, с точки зрения нашего ослабленного состояния, физическая сила наших прародителей была феноменальной. Адам дожил до 930 лет (Быт. 5:5). Только представьте себе, когда ему было четыре с половиной столетия, его можно было бы сравнить с тридцати пятилетним мужчиной нашего времени! Многие из тех людей в древности достигли очень преклонного возраста; Мафусаил скончался в возрасте 969 лет, а Кою было 950 (Быт. 5:27; 9:29). И это подводит меня к следующему обстоятельству, которое я хочу упомянуть.

    После великого потопа во дни Ноя началось снижение продолжительности человеческой жизни. Сим, сын Ноя, жил 600 лет (Быт. 11:10,11), и, несколько поколений спустя, Фалек дожил только до 239 лет (Быт. 11:18), Ко времени Авраама продолжительность жизни уменьшилась значительно, ибо этот патриарх достиг 175-летнего возраста, и это считалось "старостью доброй" (Быт. 25:7,8). Многие исследователи полагают, что потоп имел какое-то отношение к продолжавшемуся слабению человека.

    Геофизические свидетельства показывают, что в допотопные времена во всем мире был теплый климат, напоминающий тепличную атмосферу. Ревинкель приводит следующую цитату профессора Альфреда Уоллиса: "Древнему, допотопному миру был известен только один климат, на что указывают растения и животные, погребенные в окаменелостях, и этот климат представлял собой мантию весенней прелести, которая, по-видимому, постоянно накрывала весь земной шар" (The Flood, с. 7). В чем была причина такого климата? И что повлияло на изменения, приведшие к нынешним климатическим условиям? Во-первых, некоторые предполагают, что земля в допотопном мире была окутана водяным паром. В соответствии с этой точкой зрения, "земля была первоначально окружена куполом из пара, который задерживал прямые солнечные лучи. Тепло, проникавшее внутрь купола, распределялось настолько равномерно, что даже в высоких широтах преобладал субтропический климат. Этот купол служил для создания условий, схожих с парниковыми с температурой около 22" С. Химические лучи солнца, приводящие к гниению и разложению, задерживались куполом, в результате чего люди и животные жили очень долго" (там же, с. 12). Есть несколько библейских отрывков, которые, как представляется, подтверждают эту концепцию. Например, повествование о сотворении говорит о "воде, которая над твердью" (Быт. 1:6,7), а также "пар поднимался с земли, и орошал все лице земли" (Быт. 2:6).

    Теперь, какое все это имеет отношение к проблеме болезней и страданий? Попросту такое: потоп постиг древний мир по причине необузданной порочности мятежного человечества. "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6:5). Это наводнение не только погубило весь человеческий род, за исключением восьми душ, но и, несомненно, рассеяло парообразное покрывало, укрывавшее землю. В результате этого человек был в значительной степени ослаблен, поэтому он сам и его потомство стали уязвимы для множества болезней, которые, очевидно, не поражали его до этих событий. В этом отношении Уитком и Моррис писали: "... снижающаяся продолжительность жизни после Потопа, как представляется, совершенно согласуется с нашим представлением о рассеивании защитного покрывала земли во время Потопа. Как мы отмечали, этот водяной купол (возможно, также содержавший большое количество двуокиси углерода и озона, усиливавших эффект) обеспечивали теплую, приятную, предположительно здоровую окружающую среду по всему миру. Вероятно, самым значительным действием этого купола был защитный эффект от сильной радиации, обрушивающейся на землю из космоса. Известно, что коротковолновое излучение, а также воздействие элементарных частиц всех видов, производит разрушительное действие - как соматическое, так и генетическое - на организмы, и это истинно для всех видов излучения" (The Genesis Flood , с. 399). Таким образом, грех в очередной раз подтверждает свой разрушительный вклад в болезненное состояние человека.

    Зачастую большое количество несчастий связывают с метеорологическими явлениями, такими как ураганы, землетрясения и т.п. Но опять же, представляется очень вероятным, что неистовые погодные условия являются результатом изменения земли ввиду всеобщего потопа. Рассматривая точку зрения о "парообразном покрывале", Уитком и Моррис утверждают, что его действие "как правило, сдерживало атмосферный круговорот, характеризующий нынешнюю тропосферу, который, в основном, вызывается разницей температур между точками различных широт и высот. Постоянная "битва" атмосферных фронтов отсутствовала, поэтому климат во времена до потопа был не только теплым, но также и без неистовых бурь". Далее, "Воды как над небесной твердью, так и под ней были в значительной степени изолированы, температуры были равномерно теплыми, не было сильных дождей, ветров и, возможно, землетрясений и вулканических извержений" (там же, с. 240,243). Ревинкель соглашается с этим: "Штормы и дожди были неизвестны в мире Адама ..." (в процитированном выше произведении, с. 12). Если бы не порочность человека, потопа бы никогда не было; физические характеристики этой земли не изменились бы так сильно; и человеку не пришлось бы страдать от последствий этих изменений сегодня!

    Есть еще одно обстоятельство, которое следует упомянуть в этой связи, и оно заключается в следующем. Бог сотворил человека со свободой нравственного выбора. Человеческие существа имеют способность принимать решения. Таким образом, эта свобода воли, вкупе с тем фактом, что материальная вселенная управляется естественными чаконами, непременно приводит к определенному количеству страданий. Если человек имеет свободу прославлять Бога, и это именно та цель, с которой он был сотворен (Ис, 43:7), он также должен быть свободен совершать ошибки, которые повлекут за собой страдание. Задумайтесь о том, какое бы сложилось положение, если бы Господь вмешивался, совершая чудеса и этим самым приостанавливая действие законов природы, всякий раз, когда где-нибудь в мире какой-нибудь человек оказывался в кризисной ситуации. Тогда процесс, который мы называем действием законов природы и на который надеемся при совершении дел в каждый день своей жизни, был бы таким беспорядочным, бессистемным и ненадежным, что существование человека вряд ли было бы возможным.

    В заключение следует обратить внимание на благословения боли и страданий, как с физической, так и духовной точек зрения. Зачастую боль имеет для человека огромное значение. Она служит часовым, предупреждая нас об опасностях, которые в противном случае могли бы привести нас к гибели. Если бы мы не чувствовали боли от чрезмерного жара, мы могли бы сгореть, не осознавая этого. Если бы мы не испытывали приступов голода, то могли бы умереть от недоедания. Если бы мы были нечувствительны к боли, то не существовали бы те сигнальные устройства в организме, которые отправляют нас к врачу, чтобы установить диагноз и назначить лечение. Следовательно, мы должны быть в большой степени благодарны за существование боли.

    Кстати, позвольте мне привести краткий комментарий относительно существования боли в животном царстве, поскольку это часто упоминается в связи с проблемой страданий. Уместны следующие наблюдения. (1) Все мироздание, включая животных. испытывает последствия греха, проклявшего землю. "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8:22). (2) Боль способствует самосохранению животных, так же как и в случае с человеком. (3) Боль это явление, происходящее в мозге. Так как мозг животных с точки зрения психики устроен проще человеческого мозга, не следует предполагать, что боль причиняет им такие же сильные страдания. Как кажется, это подтверждается поведением некоторых созданий. "Краб, например, смакуя поглощает другого краба, в то время как его самого поедает более крупная особь; и это показывает, что краб вряд ли испытывает какую-либо боль, так как практически универсальный эффект боли состоит в том, чтобы испортить удовольствие от еды."

    Страдания также способствуют духовному улучшению человека, (1) Страдание, связанное с внезапными природными бедствиями, усиливает "осознание [человеком] того, что его жизнь на земле как определенна (в том смысле, что она когда-нибудь придет к завершению), так и неопределенна (в отношении точного времени, когда наступит конец)," и, следовательно, страдание "должно вести человека к более серьезным размышлениям о Боге и должном отклике на Его призыв. Разрушительная сила и неуверенность, присущие таким событиям, служат напоминанием человеку о том, что этот мир не является его вечным домом" (Томас Уоррэн, Have Atheists Proved There Is No God?, с. 59). Действительно, страдания в общем не позволяют нам слишком сильно любить этот старый мир, следовательно, мы "стремимся к лучшему, то есть, к небесному" (Евр. 11:16). (2) Страдание дает человеку возможность проявить свои самые благородные качества, на которые он способен. У.Х. Тертон пишет: "... если бы в этом мире не было страданий, не могло бы быть силы духа, мужества, терпения, сострадания, сочувствия к другим, самопожертвования - фактически, ничего, что составляет наивысший тип человека" (The Truth of Christianity, с. 75). (3) Страдания раскрывают то, насколько ограничен хрупкий человек, и через это побуждают нас возложить свои заботы на Бога, зная, что Он заботится о нас (1 Пет. 5:7), Вероятно, человек до тех пор не может осознать всей глубины молитвы, пока он не погрузится в свои собственные страдания или страдания любимого человека. (4) Страдания дают нам возможность показать, что наш Бог на самом деле достоин поклонения, даже безотносительно замечательных благословений, которые Он дарует. Именно в этой связи Иов стал трофеем Господа. Сатана говорил, что если отнять у Иова все благословения, то Иов проклянет Бога. Этим самым сатана намекал на то, что Господь не был достоин поклонения только на основе Его сущности. Итак, Иов лишился всего имущества, был подвержен ужасным напастям и много страдал, однако, он не проклял Бога, подтверждая, что Господь "достопоклоняем" (Пс. 17:4). Подводя итог, следует напомнить, что хотя большое число несчастий человека является следствием греха, если он только будет упражняться в мудрости, дарованной ему Богом, он может употребить бедствия с тем, чтобы развивать такие качества характера, которые угодны Богу и через которые Он может быть прославлен.

    Наука

    Другие полагают, что успехи современной науки превратили неверие в широко распространенную жизненную философию. Стала ли наука священной коровой, а научная лаборатория - "свято святым" местом? Очевидно, что для многих поверхностно мыслящих людей так оно и есть. По общему признанию, мы многим обязаны науке, но наука всем обязана Богу! Господь вовсе не вышел из употребления. Напротив, каждое научное открытие еще в большей степени прославляет Создателя. Автор научно-популярных работ, Линкольн Барнетт, утверждает, что ученым становится все труднее решать встающие перед ними задачи, не прибегая к помощи Бога (The Universe and Dr. Einstein, с. 22), и Джеймс Джонси соглашается с этим, утверждая, что "многие ученые обращаются к Богу как окончательному и единственному ответу на проблемы этого мира". Он даже говорит, что "атеисты или враждебно настроенные агностики даже в научных кругах становятся белыми воронами" (Science Returns to God, с. 10,17). Кстати, доктор Джонси имеет десять научных степеней, включая степень бакалавра естественных наук, психологии, философии и богословия; степень магистра естественных наук, истории и богословия; степень доктора математики и религии. Отис Гейтвуд привлекает внимание к тому факту, что "во время высадки на луне "Аполло-10" телевидение объявило на весь мир, что 89% ученых, принимавших участие в разработке этой программы, верили в Бога. Один из астронавтов прочитал на весь мир: "В начале - Бог". Когда 89% лучших ученых мира в чем-то сходятся, мы можем с уверенностью сказать, что это научно достоверно" ("There is A God in Heaven", с. 157). Следовательно, человеку не нужно отказываться от своей веры из-за надуманных противоречий между верой в Бога и наукой. Напротив, нам следует радоваться успехам науки с уверенностью в том, что они будут дополнительными свидетельствами существования Бога и Его величия.

    Учение атеизма

    Перед завершением этой главы, посвященной атеизму, мы чувствуем необходимость привлечь внимание к тому, как атеисты самодовольно называют свое мировоззрение совершенно "научным" и рациональным. Им кажется, что вера нерациональна, и поэтому они хотят от нее отмежеваться. Однако, истина состоит в том, что на самом деле для принятия атеизма необходимо больше веры, причем веры нерациональной, чем для принятия теизма. Атеист действительно, на самом деле, имеет веру! Джеймс Д. Бейлс рассматривает некоторые существенные моменты веры в учении атеизма (Communism: Its Faith and Fallacies,с. 40-43). Далее следует переложение некоторых из его мыслей.

    (1) Хотя атеист не может этого доказать, он верит в то, что Бога нет. "Для того чтобы знать, что Бог не существует, человеку пришлось бы знать все и быть везде, ибо то, чего он не знает, может доказать существование Бога. Ему пришлось бы знать все силы, которые когда-либо действовали, ибо одна сила, которую он не знает, может оказаться Богом. Человек, который обладал бы такими качествами, сам был бы Богом!" Таким образом, атеист, чтобы не противоречить самому себе, должен быть самотеистом, то есть, Богом для самого себя. Нет настоящих атеистов, а есть только обожествившие себя идолослужители, поклоняющиеся самим себе. "Атеист не может перевернуть этот аргумент и сказать, что человек должен знать все, чтобы иметь достаточные причины верить в Бога. Различные свидетельства показывают, что принять Бога разумно, а отвергнуть Его - нелогично. Нам необходимо знать, по крайней мере, некоторые из этих свидетельств, но нам не нужно знать все."

    (2) Атеист высмеивает концепцию предвечного Бога, однако, он сам верит в вечное существование материи. Его вера в вечное существование материи не только не подкрепляется достаточными свидетельствами, но и противоречит одному из наиболее подтвержденных научных законов, второму началу термодинамики, который показывает, что вселенная "истощается", а потому имела начало. Также гораздо разумнее верить в то, что Разум (Бог) произвел материю, жизнь и человеческую совесть, чем верить в то, что материя создала разум, совесть и интеллект.

    (3) Атеист верит, что жизнь возникла самопроизвольно из неживой материи. Но это противоречит свидетельству закона биогенеза, который утверждает, что жизнь может происходить только от ранее существовавшей жизни. Теория самопроизвольного зарождения, как однажды искренне признал один неверующий, "далека от доказанности, и невозможно, чтобы когда-либо появилось достоверное доказательство" (Элфорд М. Элиотт, Zoology, с. 33).

    (4) Атеист верит, что порядок и устройство, обнаруживаемые в природе, являются попросту результатом стечения обстоятельств или случайности, не обладающей разумом и сознанием. "Атеисты обычно утверждают, что в природе есть, по крайней мере, "очевидный порядок" или замысел", который они приписывают не одаренным разумом силам. Это совершенно противоречит всему нашему опыту, который показывает, что замысел может быть только результатом действия разума.

    (5) Атеист верит, что сознание возникло из случайного сочетания молекул, не обладающих сознанием. У него нет совершенно никаких доказательств этой невероятной точки зрения.

    (6) Атеист верит, что "не имеющая никакого отношения к морали материя сотворила человека с моральной чувствительностью - чувством обязательства или долга". Я призываю к вашему здравому смыслу, разве кажется разумным то, что первобытная слизь могла развиться в человека, остро воспринимающего мораль?

    (7) Чтобы сохранить последовательность, атеист должен верить, что человек это попросту "робот, состоящий из материи, лишенный способности выбирать, а потому не несущий никакой ответственности за свое поведение. Как может материя, какой бы утонченной она ни была, делать выбор среди нескольких возможностей и нести ответственность за это решение?" Когда атеист ведет себя подобно сущности, имеющей нравственные обязательства, он опровергает свои собственные утверждения.

    (8) Опять же, для того чтобы сохранить последовательность, атеист должен верить, "что всякая мысль нерациональна, ибо она целиком представляет собой побочный продукт нерациональных сил. Согласно атеизму, мыслительные процессы полностью управляются физическим движением атомов в мозге". Пару лет назад я разговаривал с атеистом, утверждавшим, что вера в Бога нерациональна, так как подобное верование является лишь результатом действия человеческого мозга, развившегося в процессе эволюции из материи. Очевидно, он так и не понял, что, если его рассуждения были правильны, то сам атеизм, который он убеждал меня принять, был также продуктом эволюционировавшего мозга, состоявшего из чистой материи, и, следовательно, недостоин моего внимания! Ход его мыслей совершенно разрушал его собственные позиции. Бейлс кратко отметил: "Насколько странно то, что люди, называющие себя "рационалистами" и утверждающие, что "теисты" нерациональны, приходят к выводу, который предполагает, что всякая мысль нерациональна".

    Оглавление

    Ключевые слова: неверие, человек, атеист
    Похожие публикации
    Demo scene