Отношения мужчины и женщины в Священном Писании
Отношения мужчины и женщины в Священном Писании
Фон Найт. Доктор философии. Профессор Христианского колледжа Кентукки.
Леонард Найт:
Мою жену зовут Фон. По-английски это означает то же, что и
"лань” - "deer”. Но
слово "dear” в
английском языке означает ещё и дорогого, любимого человека. Моя жена
действительно самый любимый и дорогой для меня человек. В этом году мы отмечаем
тридцатилетие нашей совместной жизни. То, что мы приехали на этот фестиваль,
вдвойне радостно для нас: мы можем поделиться с вами не только Божьим словом и откровением, но и поделиться той радостью, которую обрели
в браке за эти тридцать лет. Тема нашей сегодняшней беседы – "Отношения мужчины
и женщины в Библии”. Основная тема нашего занятия – то, что у Бога изначально
был определённый замысел относительно
семейной жизни. Изучая Писание, мы должны понять те принципы, которые
помогут нам правильно строить отношения в браке. Вообще, Библия – это Книга об
отношениях между Богом и человеком, между мужем и женой, между людьми в
обществе и между целыми народами; Библия – Книга взаимоотношений. Все эти
разные взаимоотношения начались с Божьего замысла, со священного решения,
которое принял Бог: "сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему”. В
первой главе Бытия, стихи 26-28 говорится, что Бог решил сотворить по Своему
образу и подобию и мужчину, и женщину. Древнееврейское слово, переведённое в
двадцать шестом стихе первой главы Бытия как "человек”, означает всё
человечество – и мужчин, и женщин. Это понятие раскрывается в следующем,
двадцать седьмом стихе, где сказано, что Бог сотворил "мужчину и женщину”.
Здесь нет и намёка на какое-то изначальное превосходство мужчины над женщиной –
ведь и мужчина, и женщина были сотворены по образу Божьему. А из двадцать
восьмого стиха первой главы Бытия мы узнаём, что Бог не только создал по Своему
образу и мужчину, и женщину, но и благословил обоих – и мужчину, и женщину, -
сказав им: "Плодитесь и размножайтесь”. И люди – мужчина и женщина – вместе
исполнили эту Божью заповедь, создав семью и став родоначальниками всех народов,
всего человечества. Двадцать восьмой стих говорит нам и о том, что обоим людям
– и мужчине, и женщине – Бог дал власть над всем Своим творением. Итак, оба, и
мужчина, и женщина были созданы по образу Божьему, вместе получили Божье
благословение и вместе исполняли Божью заповедь. Но когда в их отношения вошёл
грех, изначальное единство между мужчиной и женщиной было разрушено. А теперь
Фон поговорит с вами о второй главе Бытия, начиная со стиха восемнадцатого, и о
том, как Бог призвал мужчину и женщину восстановить это единство и стать одним
целым.
Фон Найт:
Я тоже очень рада, что я сегодня здесь, с вами. Я никогда
прежде не работала с переводчиком, так что, пожалуйста, будьте терпеливы и
снисходительны. Мне хочется прочесть вам всего одну строку из второй главы
Бытия – стих восемнадцатый: "И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника, соответственного ему”. Когда была ещё совсем
юной девушкой, мы с подружкой пришли в гости к моему будущему мужу. Я
собиралась приготовить ему ужин и поразить его своими выдающимися кулинарными
способностями. Но во всём доме не оказалось ни хлеба, ни яиц, ни молока, ни
масла – там были всего две банки консервированных томатов. Вот тут-то я и
подумала: "Да, нехорошо быть человеку одному. Ему очень нужна жена”. И я очень
рада, что эта роль – роль его жены – досталась мне. Но, конечно же, фраза
Священного Писания – "нехорошо быть человеку одному” - имеет более глубокий
смысл. Словом "нехорошо” у нас переведена древнееврейская идиома из изначального
текста Библии, устойчивое выражение, означавшее "незаконченный”,
"несовершенный”. Бог считал, что Его замысел ещё не получил своего воплощения,
раз человек, мужчина, всё ещё один. Конечно, в Христовой семье, церкви, есть
люди, которые предпочли не вступать в брак – и в этом нет ничего плохого. Но мы
видим, что по изначальному замыслу Божьему человек не должен быть одинок. Бог
создал нас для того, чтобы мы вступали в отношения с другими людьми.
Сотворённого Богом мужчину могла дополнить и сделать совершенным только
женщина; сотворённую Богом женщину мог дополнить и сделать совершенной только
мужчина; таков был Божий замысел. Стих восемнадцатый заканчивается словами:
"сотворим ему помощника, соответственного ему”. И это очень интересный момент,
потому что женщина, с одной стороны, отличается от мужчины, а с другой –
походит на него, потому что они оба созданы по образу и подобию Божьему. Все мы
– и мужчины, и женщины – сотворены по образу Божьему, и потому мы должны быть
вместе, мы должны быть рядом. Я думаю, то древнееврейское выражение, которое
переведено как "соответственный помощник”, означало человека, который будет
находиться рядом, плечом к плечу; человека, который сможет заполнить пустоту в
сердце; человека, который сможет сделать для вас и за вас то, что вы не
способны сделать сами. Через пару минут я подробней расскажу вам о том, как мой
муж сделал для меня то, чего я не могла сделать для себя. Пока же я хочу
сказать вот что: у нас в Соединённых Штатах тоже много семейных проблем, много
горя в семьях, и мы как христиане стараемся понять эти проблемы и научиться
решать их так, как учит Библия. Мне кажется, очень важно осознать, что
изначально по замыслу Божьему мужчина ничем не превосходил женщину, а женщина
ни в чём не уступала мужчине. Но далее, в третьей главе Бытия, речь пойдёт о
том, что случилось дальше. В мир вошёл грех и исказил прекрасный замысел Божий.
Сейчас Леонард расскажет о том, что произошло с этим миром, когда идеальное
Божье творение было запятнано грехом.
Леонард Найт:
Третья глава Бытия, стихи с первого по седьмой. Здесь мы
видим, что и мужчина, женщина в равной степени виновны в том, что произошло.
Оба – и мужчина, и женщина пытались свалить свою вину на кого-то другого.
Женщина обвиняла змея; но мужчина оказался более изобретателен – он обвинил
Бога! А потом – женщину. Ему хотелось оправдаться, доказать, что в случившемся
нет его вины. Поэтому, оглядевшись по сторонам, он обвинил всех в этом мире –
кроме себя: "Это не я, это всё они!” Сегодня в наших семьях происходит та же история.
Когда что-то не ладится, мы тотчас ищем, на кого свалить вину. Нежелание
признать вину, взять на себя ответственность за свои поступки по сей день
приносит страдания в нашу жизнь, наши семьи. Это – неиссякаемый источник
конфликтов между мужчиной и женщиной в семье. И мы увидим: то, что происходит с
нами сегодня – прямое следствие греха, совершенного Адамом и Евой.
Исследователи Библии иногда утверждают, что именно грехопадение стало причиной
того, что Бог проклял мужчину и женщину. Но это неверно. Из стихов
четырнадцатого и пятнадцатого, и далее из стихов семнадцатого-девятнадцатого мы
видим, что Бог проклял две вещи. В четырнадцатом-пятнадцатом стихах Бог
проклинает змея за его бесчестие, а в стихах семнадцатом-девятнадцатом Он
проклинает землю, которая должна служить источником пропитания для мужчины и
женщины. Что же касается мужчины и женщины, то Бог, будучи любящим и милостивым
отцом, объясняет им, что ждёт их из-за выбора, который они совершили. Он явно
не хочет, чтобы всё это произошло в их жизни. И позже с пришествием Иисуса Он
искупит не только их жизни, но и их семьи. Бог объясняет женщине, что она не
будет больше жить в присутствии Божьем, и потому не сможет рожать детей без
боли. И её страсть к мужу, влечение к нему, как и его власть над ней, отныне
будет источником не радости и благодати, а боли и страданий. Поскольку в их
отношения вошёл грех, они будут теперь соперничать за первенство в семье. И
только искупительная жертва даст им возможность снова научиться жить друг для
друга и служить друг другу. Затем Бог обращается к мужчине и говорит ему:
"Из-за того, что ты сделал, ты будешь зарабатывать своё пропитание от земли
тяжким трудом”. Впрочем, Бог даёт мужчине возможность понять, что он сумеет
прокормиться и прокормить семью. Вот милость и благодать Божья. Он не отвергает
Адама и Еву, несмотря на то, что они согрешили. Главное последствие их греха –
в том, что они не могут жить больше в присутствии вечного Бога-Вседержителя,
они отделены от него и потому стали смертными. В конце этого отрывка Книги
Бытия мы видим удивительную картину проявления Божьей любви к Адаму и Еве. Мы
читаем, что Бог сделал для них одежды; и Священное Писание даёт нам понять, что
Он сделал эти одежды Сам. Адам и Ева изгнаны из рая, они вступают в мир; но
есть Божье обетование, которое даёт людям надежду вновь вернуться к Нему. Даже
в тот самый миг, когда совершалось грехопадение, Бог не переставал любить
мужчину и женщину и желать всего самого лучшего для них, для их семьи.
Сейчас Фон побеседует с нами об отношении мужа к своей жене. Её размышления основаны на пятой главе Послания к Ефесянам и третьей главе Первого послания Петра.
Фон Найт:
У моего мужа есть дядя и тётя, которые прожили вместе 67
лет. Недавно, когда я гостила у них, я заметила, что они разговаривают между
собой раздражённо. Я спросила: "Боже мой, вы прожили вместе 67 лет, и вы до сих
пор друг на друга обижаетесь?!” И тётушка моего мужа ответила: "Мы всё ещё
учимся любить друг друга”. Для меня это был великолепный урок. Ведь когда мы
молоды, когда мы только вступаем в брак, нам кажется, что мы всё просчитаем
заранее, и всё у нас будет просто замечательно. Мне кажется, нам очень важно
понять одну вещь: наш брак никогда не будет идеальным, потому что сами мы не
идеальны, и можем обрести совершенство только во Христе. И если мы веруем во
Христа, то где, как не у Него, искать нам совета, искать нам примеров тому, как
жить в мире и в любви? Мужчина – глава семьи; но он – глава семьи в том смысле,
в каком Иисус – Глава Церкви. Иисус не был тираном по отношению к Церкви; Он
был Слугой. Нам нелегко уложить это в голове: как можно быть главой и в то же
время быть рабом? В десятой главе Евангелия от Марка Иисус говорит, что пришёл
не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать Свою душу во
искупление. И если муж, христианин, хочет следовать примеру Иисуса, он должен
любить свою жену жертвенной любовью; он должен быть готов ради того, что нужно
и важно ей, пожертвовать тем, что дорого для него. В жизни мы встречаем много
примеров такой любви, и в нашей семье недавно произошёл очень показательный
случай. Когда врачи сказали мне, что у меня рак, всё изменилось не только для
меня, но и для моего мужа. Ему приходилось убирать в доме, ему приходилось
заниматься стиркой, ему приходилось заботиться о нашем сыне. Он ухаживал за
мной, как няня. У меня выпали все волосы до одного. А он лгал мне – но это была
хорошая ложь. Он говорил: "Ты такая красивая!”. Конечно, большой вопрос, имеет
ли "белая ложь” право на существование; но мне было совершенно необходимо,
чтобы кто-то сказал, что я по-прежнему красива, что меня по-прежнему любят. Вот
так мой муж служил мне, как Иисус служил Церкви; он жертвовал ради меня многим.
Если говорить о детях, я думаю, что и отец, и мать – каждый из родителей – даёт
детям что-то своё, что-то такое, что может дать только он. Те родители, которым
приходится воспитывать детей в одиночку, несут на своих плечах непомерно
тяжёлое бремя – но Бог помогает им. Но я полагаю, что по Божьему замыслу
ребёнка должны воспитывать оба родителя – и отец, и мать, потому что вместе они
уравновешивают друг друга. Когда один из наших сыновей был ещё очень маленьким,
он решил подстричь траву на газоне перед домом. А я как раз незадолго перед
этим посадила тюльпаны – ровненько-ровненько. Это были первые весенние
тюльпаны. Ну и вот, мой сынишка начал стричь газон, и первое, что он сделал, -
нечаянно скосил под корень все мои тюльпаны, все как один. Он пробовал
исправить положение – он взял тесёмку и попытался пристроить цветы на место.
Когда я пришла домой, то воскликнула: "Как-то странно выглядят наши тюльпаны!”
Поняв, в чём дело, я ужасно разозлилась. "Леонард, – сказала я мужу, - ты
должен что-то сделать с этим мальчишкой!” Но мой муж оказался рассудительней,
чем я. Он сказал: "Нет, Фон. Это всего лишь цветы, и они снова вырастут. А это
– мальчик, и он не нарочно”. Я думаю, что и в важных вопросах, и в мелочах
муж-христианин знает и чувствует, как заботиться о своей жене. Но очень важно
понять: чтобы наш брак был угоден Богу, мы должны изгнать из нашей жизни грех.
Ведь все наши семейные неурядицы происходят оттого, что мы не всегда способны
взять верх над собственной греховностью. У меня очень хороший муж; но у него –
просто замечательная жена. Вот почему именно Леонард сейчас поговорит с нами о
том, какой должна быть истинно христианская супруга.
Леонард Найт:
Зачастую мы недостойны той любви, того великодушия, которое
проявляют к нам наши мужья и жёны, родители и дети. Но их любовь – это
бескорыстный дар, подобный благодати Божьей. И любовь наших близких меняет нашу
жизнь так же, как меняет её Божья благодать. Как мы верим в Бога и уповаем на
Него, так и наши близкие доверяют нам и надеются на нас. Именно благодаря их
вере мы становимся лучше, мы взрослеем духовно, мы становимся такими, какими
хочет видеть нас Бог. Божья любовь и милость к нам дают нам понять, что мы
достойны любви и уважения. Но, с другой стороны, мы ещё не заслужили их – из-за
греха. В заключение я хочу рассказать вам одну историю. Это история о человеке,
которого не слишком-то уважали. Он был неважным работником, и ему трудно было
долго продержаться на одной работе. Но этот человек любил и уважал свою жену и
относился к ней с большой нежностью. Она тоже любила его и была очень
терпелива. Люди, которые уважали эту женщину, никак не могли понять, почему она
не уйдёт от него. Ведь ей самой приходилось содержать семью, да ещё и
окружающие относились к её мужу без всякого уважения. Но однажды эта женщина
заболела и попала в больницу, и, разумеется, друзья и соседи навещали её. И
когда они увидели, как заботлив её муж, как он старается порадовать её,
приносит цветы, конфеты, другие мелочи, доставлявшие ей удовольствие – когда
они увидели, как он к ней относится, как он держит её руки в своих, как ловит
каждое её слово, какая нежность сквозила в каждом его движении, - вот тогда они
поняли, почему она так любит его. Может быть, этот человек и не заслуживал её
любви с точки зрения общества, которое не приветствовало его образ жизни; но
жена любила его, потому что он любил её. Глаза любви видят не только то, что
видим мы все; они видят сердце любимого человека, его душу, его дух. Именно
такой любовью возлюбил нас Бог; именно так Он призвал нас любить друг друга;
именно с такой любви начинается исцеление семьи. Спасибо вам большое за ваше
внимание и терпение.