• Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Обучение
  • Библиотека
  • ENG
  • 24-05-2022, 00:20
    3.3.34.1. "Горох об стену"
    23-05-2022, 23:21
    Момент Творения
    15-04-2022, 01:26
    Обновление в разделе "Книги"
    9-04-2022, 22:32
    Джейсон, Брэдли - "Что происходит, когда пасторы пытаются быть «вне политики»
    6-04-2022, 12:26
    Обновление в разделе "Библиотека"
    4-04-2022, 11:28
    Брайн, Томас - "Дети рождаются готовыми читать"










































































    Типы христианской апологетики

    0 2212

    В ХХ веке сложилась устойчивая оборонительная апологетическая традиция, в соответствии с которой христианская апологетика рассматривается, как дисциплина, связанная с рациональной защитой христианской веры. В рамках такого подхода во главу угла ставятся применяющиеся оборонительные методики, что крайне затрудняет классификацию апологетических методов. В этом случае любая классификация оказывается, во-первых субъективной, поскольку апологеты, применяющие различные с их точки зрения методы, неизбежно пользуются одними и теми же аргументами; во-вторых – относительной, поскольку одни и те же апологеты в разное время и в разных трудах решают различные задачи и пользуются разными методами. Таким образом, любые выделенные типы христианской апологетики будут условными и взаимно перекрывающимися.


    Тем не менее, необходимость продуктивного использования опыта, накопленного христианской апологетикой за две тысячи лет ее истории, требует знакомства с традиционными принципами и понятиями, а также владения общеупотребительными терминами. В связи с этим, ниже дается описание различных типов христианской апологетики в соответствии с классификацией Нормана Гайслера, приводимой в его фундаментальном труде «Бейкеровская энциклопедия апологетики» (Norman L. Geisler, Baker Encyclopedia of Apologetics. - Baker Book House, 1999). Это оставляет за нами возможность не соглашаться с отнесением того или иного автора или подхода к какой-либо конкретной категории.


    Систематический подход к христианской апологетике.

    0 2648
    Отличительной чертой систематического подхода к христианской апологетике является то, что во главу угла ставятся не те методы, которые мы изначально намерены применять, а то, в чем нуждаются конкретные неверующие, вступающие в контакт с нами; то, в какой именно подготовке нуждается данная конкретная почва. Как говорилось выше, систематическая апологетика – это игра на чужом поле, это искусство наводить мосты, это искусство разрушать твердыни.

    Прессупозиционная апологетика (апологетика предпосылок)

    0 2874

    Прессупозиционная апологетика (от англ. Presupposition, предположение, предпосылка) утверждает, что защита христианства должна начинаться с обоснования основной предпосылки. Обычно в качестве основной предпосылки выступает утверждение об истинности христианства, а затем апологет несколькими способами показывает, что христианство – единственно верное мировоззрение.


    Пресуппозицианизм откровения изначально предполагает, что Триединый Бог явил Себя в Святом Писании, и только поэтому мы способны осознать смысл Вселенной, жизни, языка или истории. Иногда такое положение рассматривается как трансцендентальный аргумент в пользу бытия Божьего. Среди сторонников этого направления известны Корнелиус Ван Тиль (Cornelius Van Til), Грег Бансен (Greg Bahnsen) и Джон Фрейм (John Frame).


    Рациональный пресуппозицианизм также отталкивается от утверждения о Триединстве Бога, явленном через Писание, которое подвергается проверке на состоятельность посредством закона непротиворечивости. Утверждается, что христианство истинно, поскольку оно, в отличие от остальных религий, не содержит внутренних противоречий. Такой апологетикой занимаются Гордон Кларк (Gordon Clark) и Карл Генри (Carl F. H. Henry).


    Пресуппозиционизм систематического соответствия (systematic consistency presuppositionalism) также предполагает внутреннюю непротиворечивость системы, но рассматривает и ее соответствие всем известным фактам. В этом смысле, полагают сторонники этого типа апологетики, христианство –  единственная система, выдерживающая критику. Апологеты этого направления – Эдвард Джон Карнелл (Edward John Carnell) и Гордон Льюис (Gordon Lewis).


    Прагматический пресуппозиционизм утверждает, что ложные системы нежизнеспособны – жизнеспособно лишь христианство. В этом случае исходные мировоззренческие предпосылки подвергаются проверке на истинность посредством прагматического подхода, т.е. суждение об истинности предпосылок выносится на основании практических результатов, к которым они ведут. В частности, именно этот подход употребляет Френсис Шеффер (Francis Schaeffer) в своей книге «Как же нам теперь жить?». Он сравнивает мировоззрения христианства и секулярного гуманизма, и показывает, что на протяжении всей истории гуманизм ведет к террору и разрушению общества, в то время, как общество, основанное на христианском мировоззрении, избегает многих крайностей, свойственных гуманизму. В частности, сравнивая  явления реформации и просвещения, Френсис Шеффер показывает, что хотя эти направления культуры существовали одновременно и сопровождались сходными проявлениями в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке, это – два совершенно разных течения, приводящие к радикально отличным результатам, по которым мы, собственно, можем делать вывод об истинности исходных предпосылок каждого из этих направлений.


    Историческая апологетика

    0 3047

    Историческая апологетика сосредоточена на исторических свидетельствах как доказательствах истинности Христианства. Апологеты этого типа полагают, что истинность христианства и, в том числе, существование Бога, можно доказать, основываясь исключительно на исторических свидетельствах. В определенном смысле историческую апологетику можно рассматривать как разновидность апологетики свидетельств, однако, в отличие от последней, историческая апологетика полагает, что при доказательстве истинности христианства необходимо опираться, прежде всего, на исторические факты.


    Исторической апологетике свойственно последовательное изложение доказательств, при этом историческое свидетельство рассматривается как основная предпосылка. После того, как исторический факт считается установленным, апологетика этого типа указывает на соответствующие места Писания, из чего делается вывод, что Бог существует, Библия – уникальное Слово Божье, а Христос – Единородный Сын Божий.


    Христианство – религия, неотъемлемой частью которой является история, в частности – исторический факт Воскресения Иисуса Христа. Этим объясняется, что с самого раннего периода христианству было свойственно особое внимание к истории. Ранние апологеты – Тертуллиан, Юстин Мученик, Климент Александрийский и Ориген – настаивали на исторической достоверности христианства. Зачастую эти ранние апологеты излагали свою мысль бессистемно, и в их отношении бывает трудно сказать, попадает ли тот или иной труд в категорию исторической апологетики. Некоторые из них оперировали теистическими аргументами, однако нельзя сказать, что такие аргументы рассматривались как необходимая логическая предпосылка для последующего апологетического рассуждения.


    Среди поздних сторонников исторической апологетики – Джон Уорвик Монтгомери (John Warwick Montgomery) и Гэри Хабермас (Gary Habermas).


    Экспириентальная апологетика (апологетика религиозного опыта)

    0 2501

    Представители экспириентальной апологетики (от англ. Experience, опыт, субъективные переживания) полагают религиозные переживания важнейшим, или даже – единственным свидетельством в поддержку христианской веры. Некоторые из них обращаются к общему религиозному опыту, другие – к частным его проявлениям. К последней категории относятся как сторонники мистического опыта, так и те, кто рассматривает переживания, связанные с обращением в качестве частично сверхъестественного опыта. Таким образом, эта категория включает представителей с весьма существенными различиями в подходах.


    Общий религиозный опыт открыт всем. Частный – более ограничен. Так, например, мистики проповедуют особый, специфический опыт познания Бога. Мистические переживания отличаются от общего религиозного опыта тем, что мистики называют прямым и непосредственным контактом с Богом. Христианские мистики утверждают, что такой опыт несет в себе самоочевидную истину.


    Встречу человека с Богом при так называемом экзистенциальном опыте нельзя рассматривать как мистический опыт, однако сторонники такого подхода, подобно мистикам, настаивают, что этот тип переживаний сам удостоверяет свою подлинность, поскольку в этих случаях Бог касается человека непосредственно, иррациональным образом, более важным и реальным, нежели чувственный опыт. Далеко не все соглашаются признать подобное переживание апологетическим свидетельством, однако оно, несомненно, способствует распространению христианства среди тех, кто отвергает апологетические подходы в традиционном смысле слова, пренебрегая рациональными аргументами и материальными свидетельствами ради того, что они полагают самодостаточным опытом.


    Аргументы в пользу существования Бога, основанные на личных религиозных переживаниях, иногда используются в классической апологетике и апологетике свидетельств. Разница состоит в том, что сторонники апологетики религиозного опыта признают только иррациональные, мистические или экзистенциальные свидетельства. В других же подходах религиозный опыт – лишь звено в цепи разнообразных аргументов.


    Среди христианских мистиков выделяется имя Мейстера Экхарта (Meister Eckart). Представители экзистенциализма – Сёрен Кьеркегор, Рудольф Бултман и Карл Барт. Сторонники более широкого подхода к религиозному опыту – Фридрих Шлейермахер и Пауль Тиллих.


    Эвиденциальная апологетика (апологетика свидетельств)

    0 3113

    Эвиденциальная апологетика (от англ. Evidence, свидетельство) сосредоточена на свидетельствах в поддержку положений христианской веры. Эти свидетельства могут быть логическими, историческими, археологическими и даже экспириентальными (субъективные переживания). В силу столь широкого подхода этот тип апологетики неизбежно пересекается с другими. Сторонники апологетики свидетельств часто используют логические свидетельства (т. е. доказательства существования Бога), что роднит их с классической апологетикой. Однако, в отличие от классической апологетики, сторонники апологетики свидетельств считают логические аргументы лишь частным видом свидетельства.


    В использовании исторических свидетельств эвиденциальная апологетика перекрывается с исторической апологетикой. Однако сторонники апологетики свидетельств не ограничиваются историческими доказательствами – этот тип апологетики более эклектичен и сочетает в себе работу со свидетельствами из разных областей знания. Апологеты этого типа полагают, что именно сочетание разнообразия свидетельств обеспечивает убедительность аргументации. Многие апологеты этого типа имеют дело с археологическими доказательствами в поддержку Библии. Они подчеркивают, что и Ветхий, и Новый Заветы подкреплены тысячами археологических открытий. Это, по их мнению, дает основания согласиться с божественной природой Писания.


    Некоторые сторонники апологетики свидетельств занимаются доказательствами в поддержку Писания на примерах опыта конкретных людей, в первую очень – их изменившегося образа жизни. Свидетельства новообращенных также рассматриваются как доказательства в поддержку христианства, ибо чем еще можно объяснить столь резкое, сильное, устойчивое и часто радикальное изменение образа жизни? Классический пример такого аргумента – обращение Савла Тарсянина (Деяния 9).


    В поддержку христианства часто приводятся и пророческие свидетельства. Утверждается, что многочисленные точные исполнения библейских пророчеств можно объяснить только их божественным происхождением. Однако, для сторонников апологетики свидетельства пророческие и другие доказательства не представляют собой отдельного этапа общей логической последовательности (как в классической апологетике). Напротив, все типы свидетельства сводятся воедино, и на основании этого делается вывод о высокой достоверности христианских истин.


    Поскольку среди последователей эвиденциальной апологетики можно выделить лишь несколько имен, не соответствующих никаким  другим типам, этот тип апологетики лучше характеризовать примерами конкретных работ, в которых он применяется. В частности, апологетика свидетельств использована уже упоминавшимся среди представителей классической апологетики Уильямом Пэйли в «Доказательствах в поддержку христианства» (William Paley. Evi­dences for Christianity). Но даже здесь Пэйли начинает с рассуждения о доказательствах существования Бога. Примером апологетики свидетельств может служить известная работа Бернарда Рамма «Доказательства в поддержку протестантского христианства» (Bernard Ramm. Protestant Christian Evidences), хотя в более поздних работах этого автора использованы иные апологетические подходы. Наиболее распространенная работа в духе апологетики свидетельств – книга Джоша Макдауэлла «Неоспоримые свидетельства» (Josh McDowell. Evidence That Demands a Ver­dict).


    Разница между классической и эведенциальной апологетикой в том, что классическая начинает с выводимых дедуктивным путем утверждений существования Бога, в то время как эведенциальная апологетика изначально идет индуктивным путем, от частных свидетельств, сводя их к Богу.


    Классическая апологетика.

    0 1773

    Так называемая классическая апологетика оперирует доказательствами существования Бога (теистические аргументы) и историческими свидетельствами, подтверждающими истинность христианства.


    Основываясь на тех или иных классических философских аргументах в пользу бытия Божьего (онтологический, космологический, телеологический, нравственный и проч.), Классическая апологетика начинает с доказательства существования Бога без обращения к Особому откровению, то есть Священному Писанию. На этом первом этапе классическая апологетика стремится достичь логического вывода, что если Бог существует, то возможны и чудеса, а, следовательно, возможно и самое значительное чудо – Сотворение мира.

    Признание достоверности чудес необходимо для следующего – исторического – этапа классической апологетики. Исторические свидетельства облекают религиозную истину в конкретную форму посредством доказательства достоверности документов Нового Завета, а, следовательно и содержащихся в этих документах свидетельств, что Иисус считал Себя Сыном Божьим и доказал это Своими чудесами. Отсюда часто выводят, что Иисус доказал божественное происхождение Ветхого Завета и обещал то же в отношении Нового Завета.


    Иногда в классической апологетике второй уровень рассуждения начинается с доказательства того, что Библия есть Слово Божье. При этом часто используются основные доказательства апологетики свидетельств – чудеса, исполнившиеся пророчества, единство Библии и другие указания сверхъестественного происхождения Библии.


    Приверженцы классической апологетики обосновывают принятый в ней двухэтапный подход тем, что нет смысла говорить о Воскресении как деянии Божьем, если не установить в качестве логической предпосылки, что есть Бог, способный совершать деяния. Сходным образом, Библия не может быть Словом Божьим, если нет Бога, способного говорить, а Христос может быть Сыном Божьим только в том случае, если есть Бог, могущий иметь Сына.


    Представителями классической апологетики являются Блаженный Августин, Фома Аквинский, Уинфред Кордуэн (Winfried Corduan), Уильям Крэйг (William Lane Craig), Норман Гайслер (Norman L. Geisler), Джон Герстнер (John Gerstner), Стюарт Хэкет (Stuart Hackett), Питер Крифт (Peter Kreeft), Клайв Льюис (C. S. Lewis), Джей Пи Морлэнд (J. P. Moreland), Джон Лок (John Locke), Уильям Пэйли (William Paley), Спроул (R. C. Sproul), Уорфилд (B. B. Warfield) и другие.






    Demo scene